Вряд ли заслуживает иного титула гора Щекавица, представляющая собой почти сплошное кладбище и ведущая похоронные традиции с летописных времен (именно на Щекавице, как сообщает "Повесть временных лет", находилась могила Вещего Олега). Сами обитатели горы с таким определением наверняка не согласятся -- привыкли уже жить в самом сердце "города мертвых", -- но у того, кто хоть раз прошел ночью в грозу через разоренный Щекавицкий некрополь, никаких сомнений на этот счет не останется.
А ведь знавала Щекавица и лучшие времена. Сначала здесь был густо заселенный "конец" древнего Киева, исчезнувший после монгольского нашествия. Потом опустевшую гору облюбовали земледельцы: на ее плоской вершине колосились хлеба, а на южных склонах рос виноград. На Щекавице проводили традиционные майские гулянья и ставили для киевлян юмористические спектакли веселые студиозусы Могилянской Академии.
И только после страшной чумной эпидемии 1770 года на уединенной Щекавице устроили городское кладбище. Похороны были прибыльным делом для кладбищенской Всехсвятской церкви, поэтому отпевания на Щекавице продолжались, даже когда погост переполнился до отказа -- хоронили в два яруса, а потом и в три, хоронили прямо на тропинках кладбища и дорожках вдоль ограды. Вскоре гора обрела довольно-таки зловещую славу, чему способствовали даже названия ее улиц, таких как Погребальная и Черный Яр -- это потом их переименовали в Олеговскую и Мирную, а тогда в те края даже извозчики ездить боялись...