Из рассмотренных 175 кладов о 66 имеются сведения, что они найдены не прямо в земле, а либо в глиняном горшке, металлическом сосуде, либо в коже, бересте и т. д.
Можно с полной уверенностью сказать, что большая часть кладов, если не все, была во что-либо уложена, но на это в момент находки или не было обращено внимания, или ткань, кожа и пр. не сохранились.
Общие данные о характере упаковки кладов:
в глиняном сосуде (или сосудах) – 46 кладов
в медном сосуде (или сосудах) – 8 кладов
в ткани, матерчатом мешке – 5 кладов
в чаше – 4 клада
в бересте – 2 клада
в восковом сосуде – 1 клад
в ларце – 1 клад
в коже -1 клад
Наиболее распространенным был, как видно, глиняный сосуд, если не считать не дошедшую до нас ткань, которую можно только предполагать, когда клад найден прямо в земле. В четырех случаях клад помещался даже в двух глиняных сосудах.
В Киевском кладе с ус. Есикорского 1885 г. этот второй сосуд (ковш) служил крышкой, прикрывавшей вещи, уложенные в большой горшок с ручкой. В остальных трех оба глиняных сосуда служили вместилищем для вещей.
В Гнездовском кладе 1870 г. было тоже 2 сосуда – 2 медных котелка, в Киевском кладе с ус. Чайковского 1876 г. – 2 серебряные чаши; по-видимому, одна из них прикрывала вещи, уложенные во второй чаше. Всего с двумя сосудами (глиняными, глиняными и медными, медными и серебряными чашами) найдено 8 кладов. Вообще сосуды встречаются чаще, чем ткань, кожа, береста.
Горшки обычно сверху были чем-нибудь накрыты. В Киевском кладе с ус. Есикорского, как указано, большой глиняный горшок был накрыт глиняным ковшиком.
Вещи Киевского клада с ус. Михайловского монастыря 1887 г. были уложены в глиняную кубышку с глиняной же крышкой.
Вещи Киевского клада 1824 г. были уложены в большой глиняный пифосообранызй сосуд без горла и накрыты «покрышкой», которую находчик «разломил».
В Киевском кладе 1907 г. с территории Михайловского монастыря из двух горшков, в которых были зарыты слитки и вещи, один с вещами был прикрыт донышком разбитого горшка.
Горшок Киевского клада с Б. Житомирской ул. 1902 г. был накрыт кольчугой.
Медный тонкостенный котелок Дягунинского клада Тверской губернии был накрыт сковородкой.
Горшок Святоозерского клада Черниговской губернии 1908 г. был накрыт тоже железной сковородкой с втулкой для деревянной ручки.
Горшочек Киевского клада 1893 г. был прикрыт железным кружком, похожим на сковородку, а под горшок был подложен большой топор.
Цилиндрический сосуд красной меди из Киевского клада с ус. Лескова 1876 г. был закрыт такой же крышкой, плотно входившей в его цилиндрическое горлышко.
Киевский клад 1913 г. с ус. Сикорского, состоявший из золотых браслетов и без малого 3000 диргемов, помещался в медном котелке, сверху залитом воском.
Киевский клад, состоявший также из нескольких тысяч диргемов и двух золотых браслетов, найденный в 1851 г. на Печерске, был уложен в глиняный кувшин, залитый воском.
Устанавливался горшок большей частью прямо в землю, но иногда под него что-нибудь подкладывали.
Так, в только что упомянутом Киевском кладе 1893 г. под горшок был подложен большой топор. Топор был обнаружен также в Гнездовском кладе 1870 г., но место его при находке не известно. Также не известно, каково было назначение сошника, оказавшегося в Тереховском кладе Орловской губернии. Не исключена возможность, что он был подложен под горшок.
Горшочек Киевского клада 1938 г. был вставлен в бронзовую, посеребренную чашечку (лампаду?). Внутри горшка вещи укладывались с возможной тщательностью. Так, в Киевском кладе с ус. Есикорского вещи лежали на оческах пакли.
Вещи Киевского клада 1824 г. были прикрыты тканью.
Вещи Киевского клада с ус. Орлова 1901 г. лежали в горшке завернутыми в парчу.
Ткань была найдена и в ряде других кладов, но там она могла быть положена и сама по себе, просто для сохранения самой ткани.
Г. В. Корзухина. Русские клады IX- XIII вв. М.-Л., 1954 г.