Существует ли объективная физиологическая основа для переживания красоты? Этим вопросом занялись исследователи Ди Дио, Макалузо и Риццоланти и опубликовали результаты в специальном издании Plosone. Это вечный вопрос, который занимал людей всех культур, - что это собственно значит - быть красивым. Высокоразвитые культуры прошлого - египетская и греческая еще тысячелетия назад использовали сложные прически (с применением мылоподобных средств), но современному наблюдателю этот стиль, скорее всего, не кажется красивым. Возможно то, что некоторые люди используют в виде украшения или даже прибегают к пластической хирургии, с поворотом моды будет восприниматься некрасивым?
Отражение ощущения красоты с помощью магнитно-резонансной томографии..
Для исследований ученые использовали метод магнитно-резонансной томографии, при котором можно проследить активность отдельных участков мозга. Они хотели лучше исследовать ощущение красоты и определить объективные и субъективные критерии красоты. Объектами наблюдения они выбрали изображения скульптур эпохи Классики и Ренессанса. Наблюдателями были выбраны в одной группе люди с опытом критики культуры, в то время как во второй группе были люди, не знакомые с критикой культуры, пишет sunhome.ru
Объективная перспектива была исследована показом изображений скульптур эпохи Классики и Ренессанса, которые обладали каноническими пропорциями. Эти же изображения были искажены с помощью программ обработки фотографий, так, что они больше не обладали правильными пропорциями. Эти исследования показали, что «золотое сечение» оригинальных изображений активировало определенные группы нейронов в коре больших полушарий головного мозга и островковой доле. Особенно островковая доля мозга известна своей ролью в оценке ощущений. Эта реакция была особенно заметна, когда наблюдателей просили просто смотреть на изображения, не анализируя. Тут были зарегистрированы томографом самые сильные реакции мозга.
Личный опыт формирует одну часть ощущения красоты
Субъективная перспектива была исследована так, что участники сами определяли красоту случайного ряда изображений, которые они должны были определить как эстетичные или не эстетичные. Изображения, которые были отсортированы в категорию эстетических, показывали на съемке томографа активизацию области миндалевидного тела мозга. Эта часть мозга играет роль при возникновении новых раздражителей ощущений, несущих эмоциональную окраску.
Эти результаты показывают, что ощущения красоты у исследуемых с опытом критики искусства регулируется двумя конкурирующими процессами: общая активизация групп нейронов островковой доли занимает ключевую позицию при ощущении красоты в зависимости от объективных критериев красоты. Второй процесс ощущения красоты базируется на активизации другой области мозга - миндалевидного тела. Эти ощущения зависят от собственного эмоционального опыта, и воплощает субъективное ощущение красоты. Ученые заключили, что как объективные, так и субъективные факторы играют важную роль для определения чувства красоты в произведении искусства, притом, что субъективные факторы зависят от собственного эмоционального опыта.
Диетические продукты, татуировки и пирсинг, как и идеал красоты моделей при показе мод - это факторы, которые находятся в сильной зависимости от современных критериев красоты. Результаты исследований показали, что ощущение красоты в этих предметах также очень чувствительно к изменениям моды притом, что диетические продукты, татуировки и пирсинг в определенное время могут восприниматься не только бесполезными, но и контрпродуктивными и некрасивыми.
E-NEWS.COM.UA