Мифы и легенды, составляющие часть фольклора, давно интересовали исследователей в области наук о Земле. Более того, легенда о Всемирном потопе принималась всерьез некоторыми известными геологами вплоть до первой четверти XIX в. и служила основой учения, получившего названия дилювианизма (от лат. diluvio - потоп), согласно которому геологическая история делилась на время, предшествовавшее и последовавшее за Всемирным потопом. Лидер дилювианизма, британский ученый У.Бекленд даже был почетным членом Московского общества испытателей природы. Позднее, под влиянием работ Ч.Лайеля, он был вынужден пересмотреть свои взгляды, пишет sunhome.ru
Именно такие известные легенды, как, в частности, основанная на высказываниях Платона легенда об Атлантиде, равно как и библейское сказание о Всемирном потопе, продолжали интриговать геологов. И всегда вставал вопрос - это легенда или история? В ХХ в. было опубликовано весьма серьезное исследование профессора Венского университета, известного исследователя Альп А.Тельмана и его супруги Э.К.Тольман, в котором не только доказывалась реальность представления о Всемирном потопе, но даже устанавливалась, с точностью до года, дата этого события.
В 1973 г. профессор Индианского университета в США Д.Виталиано опубликовала книгу «Легенды о Земле и их геологическое происхождение», в которой и предложила термин «геомифология». В 1990 г. израильский геолог Я.Бентор написал специальную статью [1], посвященную геологическому истолкованию описанных в Библии событий. В 2004 г. на 32-й сессии Международного геологического конгресса, состоявшейся во Флоренции, был проведен симпозиум на тему «Мифы и геология», на котором Виталиано прочитала заглавный доклад. Эта дата и может, очевидно, считаться официально датой рождения нового научного направления в науках о Земле.
В 2002 г. Лондонское геологическое общество опубликовало сборник статей под общим названием «Мифы и геология» [2]. В нем принял участие российский ученый В.Г.Трифонов (Геологический институт РАН).
В геомифологии можно выделить три главных аспекта исследований. Первый и наиболее традиционный из них заключается в установлении степени реальности того или иного мифа или легенды, в поиске того геологического феномена, объекта или явления, которые послужили основой их создания.
Второй аспект состоит в использовании сведений, содержащихся в том или ином виде в данной легенде или мифе, для установления даты и масштаба описываемого в них события - землетрясения, вулканического извержения или катастрофического наводнения. Эти сведения могут быть полезны, например, для установления периодичности повторения в данном регионе землетрясений определенной магнитуды.
Третий аспект - определение степени влияния того или иного катастрофического события на развитие человеческой цивилизации, что в особенности относится к истории древних культур. Недавно издательство Принстонского университета опубликовало книгу сейсмолога А.Нура, написанную в соавторстве с Д.Берджесом, «Апокалипсис: землетрясение, археология и провидение» (Apocalypsis: earthquakes, archeology and the earth of God). В ней доказывается, что гибель восточно-средиземноморских цивилизаций бронзового века была связана с имевшими место землетрясениями в том регионе около 1200 лет до н.э.
Мы остановимся в основном на первом аспекте геомифологии, рассматривая его на наиболее известных примерах.
Гибель Содома и Гоморры
Один из ярких сюжетов, содержащихся в Библии, — повествование о разрушении городов Содома и Гоморры, или пятиградия Содомского, которое последовало по воле Господа за то, что их жители вели себя крайне неподобающим образом. Иосиф Флавий, иудейский историк I в. н.э., писал о том, что «прилегающая к озеру область Содомитская была некогда благословенною страною по своему плодородию и украшалась многими городами, но теперь она совершенно выжжена». Многочисленные исследователи уверены, что катастрофа, постигшая Содом и Гоморру, — вполне реальное природное событие. Выяснению этой катастрофы посвятили специальные работы Бентор [1], Трифонов [2. P.133—142] и очень подробный анализ сделал Д.Рол [3] на основании предположения, изложенного немецким ученым М.Лауденом.
До сих пор нет точного ответа на два вопроса: где находились эти города и когда произошла уничтожившая их катастрофа?
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания Земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Бытие, гл. 19. 24—26).
Природный катаклизм, уничтоживший эти города, произошел во времена Авраама и Лота. Содом, существовавший уже в раннем бронзовом веке, дал убежище Лоту и его племени после того, как он был спасен Авраамом от рабства, грозившего ему в Месопотамии.
Местонахождение Содома большинство исследователей соотносит с западным побережьем Мертвого, или Соленого, моря, как его называли в то время. Город располагался на пологой равнине, окаймлявшей побережье Мертвого моря, уровень которого был примерно на 120 -150 м ниже, а Содом находился против ущелья Нахал-Хевер. Совсем рядом, но чуть севернее, в 2 - 3 км из отвесных скал бил непересыхающий источник пресной воды в оазисе Эн-Геди, существующий и сейчас. Он мог снабжать Содом водой, также как и зимняя дождевая вода из ущелья Нахал-Хевера. Во времена Христа уровень моря был примерно на 50 м ниже современного, а в ранний бронзовый век - еще ниже. Климат тогда был засушливым, а южной половины современной солончаковой впадины Мертвого моря вообще не существовало. На крайнем юго-востоке впадины, по-видимому, располагался г.Гоморра, к югу от г.Зоара. Туда ушел Лот и там сейчас известны руины селения Баб-эд-Дра. Остатки Гоморры отождествляются с археологическим пунктом Нумейра, рядом с Баб-эд-Дра. Еще античные авторы, в частности Страбон, писали о том, что Содом располагался где-то между Эн-Геди и Масадой, находившейся в 7 - 8 км южнее Эн-Геди.
Рол приводит кусок сонарной карты Мертвого моря Израильской геофизической экспедиции 1978 г., на которой рядом с Эн-Геди указаны два удлиненных холма — возможные места расположения Содома — и даже впадина, отождествляемая с карьером, откуда могли брать камень для строительства крепостных стен Содома, или с библейскими «смоляными ямами», где содомиты добывали ценный битум («черный вар») и, возможно, серу осадочного происхождения. Сам город Содом существовал еще в 3"м тысячелетии до н.э., о чем свидетельствует клад медных вещей из храма, найденный в пещере Нахал-Мишмар.
Что за бедствие обрушилось на Содом и Гоморру и когда? Согласно Новой Хронологии Рола, это произошло летом 1830 г. до н.э. Все признаки говорят о сильнейшем землетрясении, предвестники которого ощущались по крайней мере за месяц. Стены домов покрылись трещинами, битумные ямы завалились, а уровень моря внезапно понизился на несколько метров. Лот с семьей покинул Содом и пошел через Лисанский соляной полуостров к Зоару. И в это время произошло сильнейшее землетрясение, гипоцентр которого, вероятно, был связан с мощным разломом - левым сдвигом, ограничивающим рифт Мертвого моря с запада. В воздух была выброшена горящая жидкая сера. Серные шары находят в этом районе и в наши дни. Огонь, о котором упоминается в Библии, и сильнейшие подземные толчки полностью разрушили Содом и, скорее всего, и другие города - Зоар и Гоморру. Трифонов считает, что гибель Содома и Гоморры связана с вулканическим извержением в юго-западной Сирии, где под лавовыми покровами обнаружены обильные костные остатки [2, р. 133—142], но это слишком далеко от мест, описываемых в Библии. Как бы то ни было, Содом и Гоморра погибли от ужасной и реальной природной катастрофы в начале 2-го тысячелетия до н.э., т.е. 4 тыс. лет назад, что и нашло отражение в Библии. Сейчас уровень Мертвого моря катастрофически понижается, примерно на 1 м/год. Может быть, мы увидим остатки Содома?
Библейский потоп - миф или реальность?
Все, конечно, слышали о Всемирном потопе, так красочно описанном в первой книге Ветхого Завета. Разгневался господь на людей «... ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Бытие, гл. 7.13), и захотел он их истребить, наслав на землю невиданный дождь. Но предварительно он велел Ною, человеку праведному и непорочному в роде своем, сделать огромную лодку-ковчег и погрузить в нее все свое семейство и всех животных. И вот «...в сей день разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились... И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, гл.7. 11, 12). «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть подо всем небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и покрылись горы» (Бытие, гл.7. 19, 20). Наконец, вода начала спадать, показались верхи гор, земля осушилась. Ной открыл ковчег, ступил на землю и выпустил всех животных. Далее сказано, что «...остановился ковчег на горах Араратских» (гл.8. 4).
Был ли потоп, т.е. катастрофическое наводнение, на самом деле? Мы знаем, что очень часто мифы приводили археологов, поверивших в них, к величайшим открытиям. Достаточно вспомнить Г.Шлимана с Троей и Микенами.
Один Всемирный потоп или «местные» потопы в разное время? Когда говорим о Всемирном потопе, то всегда подразумеваем тот, который описан в Ветхом Завете. Однако водные катастрофы известны более чем в 150 преданиях многих народов. Поэтому правильнее говорить о потопе всечеловеческом, а не о потопе, захватившем все пространство Земли. В древнегреческой мифологии есть Девкалионов потоп, о котором рассказывается в девятой Олимпийской оде Пиндара. Зевс, разгневавшись на царя Ликаона в Аркадии, превратил его в волка, разрушил дворец молнией и послал на землю страшный ливень. Вся Греция (кроме вершины Парнаса) скрылась под водой, а спаслись лишь Девкалион, сын Прометея, и его жена - Пирра. Прометей велел сыну сделать огромный ящик, который был прибит волнами к Парнасу, а потом Девкалион попросил Зевса снова заселить Землю людьми.
В Месопотамии предания говорят о трех разных «местных Ноях». Шумерский Ной - Зиусудра, старовавилонский — Атрахасис и аккадский - Утнапиштим. И все они спасались от потопа в ящиках"лодках. Легенду об Утнапиштиме впервые прочитал англичанин Дж.Смит в 1872 г. на клинописной табличке из раскопок Ниневии. По этой легенде, добропорядочный Утнапиштим жил со своей супругой в г.Шуруппаке (нынешняя Фара в болотах Афеджа). Бог Эа предупредил его о страшном потопе, которым он собирался наказать род людской. Утнапиштим построил большой ящик-лодку и посадил в него свое семейство и скот. Шесть суток лодку носило по бурной воде, пока она не пристала к горе Нисир, находившейся в западных отрогах Загроса, т.е. к востоку от р.Тигр. Утнапиштим выпускал из лодки голубя, ласточку и, наконец, ворону. И когда последняя не вернулась, он догадался, что вода начала отступать.
Нетрудно увидеть, что это предание чрезвычайно похоже на историю с потопом, изложенную в книге «Бытие» Ветхого Завета, куда оно попало (и в этом вряд ли кто сейчас сомневается) из Месопотамии.
Индуистский Ной - Ману - также сумел уцелеть во время потопа в долине Инда. Подобный список можно продолжить. В истории многих народов, живших на разных континентах, есть предания о катастрофах - наводнениях. Иными словами, «потопов» было много. Но самое важное, что происходили они, очевидно, в разное время и охватывали вполне определенные участки суши, преимущественно низменности с крупными речными системами, начинавшимися в горных районах.
Девкалионов потоп относится где"то к 1500-1550 гг. до н.э. Следует отметить, что в то время произошло грандиозное извержение вулкана Санторин в Кикладском архипелаге Эгейского моря, погубившее минойскую цивилизацию на о.Крит. Вполне возможно, что извержение сопровождалось волнами - цунами, которые достигли не только Крита, но и континентальной Греции, Пелопонесса.
На о.Родос, также принадлежавшем Кикладской островной дуге - ее восточному окончанию, — существует предание о грандиозном потопе, перед которым жители острова - телькины переселились в близлежащую Малую Азию. Возникшая впоследствии на Родосе новая культура гелиадов (детей Солнца) была уничтожена наводнением вследствие длительных дождей. После всех катастроф в Эгейском регионе (на Крите, Санторине, Родосе) туда устремились ахейцы, продвигавшиеся на юг с Балканского п-ова. Эти катастрофы так или иначе связываются с «потопами» где-то в XV в. до н.э.
Геологические доказательства Всемирного потопа. Разнообразные литературные источники, а не только Ветхий Завет, свидетельствуют о том, что потоп или сильное наводнение было вполне возможным реальным историческим событием, которое обратило в ничто цивилизации, только зарождавшиеся на обширных равнинных пространствах Месопотамской низменности.
Археолог Л.Вули (1880-1960) в 1928-1934 гг. проводил раскопки в низовьях р. Евфрат, где исследовал древнешумерский город Ур. Он сделал раскоп в 20 м глубиной и на уровне примерно в 4 м от днища обнаружил слой мощностью 5 м явно аллювиальных (речных) илистых отложений, абсолютно лишенных каких-либо археологических остатков. Ниже данного слоя фиксируются следы пожаров, уничтоживших какие-то постройки, зола и черепки, датируемые 1-м, 2-м и 3-м убаидскими периодами. Ниже слоя раннего убаидского периода следов присутствия человека не обнаружено. Зато выше «немого» слоя аллювиальных отложений также залегает слой мощностью 5 м, но содержащий огромное количество черепков, фрагменты печей для обжига керамики и захоронения, что дало повод отнести этот слой к более позднему, урукскому периоду. Рол [3] полагает, что слои аллювиальных, весьма тонких илистых и песчаных отложений могут быть датированы где-то между 4000 - 3000 г. до н.э. Если это следы Библейского потопа, то он произошел 5000-6000 лет назад, в ранний период шумерской цивилизации, на рубеже исчезновения древнейшей убаидской культуры. После Потопа начался расцвет уже более высокой урукской культуры, когда появился, по-видимому, гончарный круг. Всем нам хорошо известный Гильгамеш, пятый царь Первой урукской династии, жил на 1000-1500 лет позднее Потопа.
Изложенные выше данные позволяют сделать вывод о том, что катастрофическое событие «Всемирный потоп», описанный в книге «Бытия» Ветхого Завета, мог действительно иметь место. Он, конечно, не был «всемирным», а случился в Месопотамии, в основном в низовьях долин Великих рек - Евфрата и Тигра. В те времена воды залива в силу эвстатического подъема уровня океана проникали далеко на север и могли повышать свой уровень за счет ветрового нагона. Однако слой, вскрытый в раскопе в Уре, представлен именно аллювиальными глинами и тонкозернистыми песками, что говорит о движущейся речной воде, относительно медленно текущей. Состав же осадков дал повод Вули считать их принесенными со среднего течения Евфрата. Следует подчеркнуть, что древние города Ур, Эриду, Телль-аль-Убанд, Урук и другие поселения располагались в приустьевой части Евфрата, где наводнение должно было ощущаться особенно сильно. Рельеф в этих местах абсолютно низменный, близкий к уровню вод в заливе.
С точки зрения климатических условий, существовавших 5000 лет назад, никаких препятствий для возникновения мощных наводнений не было. Наоборот, более влажный климат способствовал выпадению обильных осадков, особенно в горных районах, где быстрое таяние снегов могло вызвать наводнение в равнинной части долин двух великих рек.
Атлантида
Лучшего места, чем о.Санторин, для легендарной Атлантиды Платона не найдешь. В своих диалогах «Тимей» и «Критий» великий греческий философ весьма подробно описал остров, о котором он сам слышал лишь со слов Солона – законодателя Афин, а тот от жрецов - египтян. На нашу беду, Платон поместил Атлантиду за «Геркулесовыми, или Геракловыми столпами», т.е., в современном понимании, западнее Гибралтарского пролива в Атлантическом океане. После страшных землетрясений и последовавших наводнений Атлантида исчезла, погрузившись в морскую пучину.
Об Атлантиде и ее местонахождении написаны десятки книг. Где только не находили для нее места! Не будем их перечислять, но вполне возможно, что этого острова и не существовало вовсе, а Платон хотел таким необычным способом поведать эллинскому миру свое видение идеального и справедливого, по его мнению, государственного устройства. И такую идею нельзя сбрасывать со счетов. Однако нас занимает не столько Атлантида-государство, сколько остров, который мог быть в глубокой древности и на котором существовала высокая цивилизация, исчезнувшая в одночасье примерно 3500 лет назад.
Первым, кто высказал предположение, что современный о.Санторин и есть Атлантида Платона, был французский археолог Фигье (1872), хотя несколькими годами раньше другие французские археологи уже нашли под пемзой остатки домов на юге острова у с.Акротири. Трактовку геологической истории острова 50 лет назад предложил геофизик А.Г.Галанопулос, показавший, что небывалое по силе извержение вулкана привело к катастрофе не только на самом острове, но и во всем ближайшем Восточном Средиземноморье. В частности, на Крите в 1900 г. Шлиман раскопал Кносский дворец царя Миноса, принадлежавшего древнейшей цивилизации, исчезнувшей примерно за 1500 лет до н.э.
Вертикальные обрывы Фиры по горизонтали расчерчены полосами необычайно красивой цветовой гаммы: черные лавовые потоки чередуются с красными толщами лавобрекчий; желтыми, серыми и оранжевыми пластами туфов; туфобрекчий, а также пород, которые называются тефрой, и свидетельствуют о чередовавшейся эксплозивной (взрывной) и эффузивной (излияния лав) деятельности древнего вулкана. В одних местах пласты расширяются, как например, красные туфобрекчии в районе поселка Ия, в других – выклиниваются и сходят на нет, что говорит об извержениях различной силы и разного типа, происходивших из разных центров на склонах вулкана. Только в двух местах на Фирассии имеются выходы метаморфических мезозойских пород. Одно - гора Месса-Вуно с вертикальными скальными обрывами, выступающими в море, второе - обрывы около порта Афиниос на юге Ферассии, являющиеся тем фундаментом, на котором образовался вулкан. Наиболее древние вулканические породы здесь имеют возраст 0.527-0.640 млн. лет.
Поверхность всех островов, образующих Санторин, покрыта толщей светлого пемзовидного или пемзового пирокластического материала (минойской пемзы), местами сильно размытого, но в общем хорошо сохранившегося и выделяющегося на фоне темных лав и тефры. Его мощность варьирует от нескольких до 150 м. Насчитывается три таких слоя. Верхний - самый мощный, достигает 150 м, другие выклиниваются и обладают мощностью не более 5-6 м.
Наиболее впечатляющие обнажения пемзовой светло-желтой тефры находятся в обрывах высотой до 40-50 м южнее г.Фиры. В конце XIX в. их разрабатывали и пароходами отправляли породу в Египет на строительство Суэцкого канала. Пемзовая тефра, облекающая все неровности древнего рельефа, подстилается черными слоистыми туфами и туфобрекчиями. В последних в изобилии встречаются отпечатки листьев оливковых деревьев, которые после извержения на острове уже не растут.
Пемзовая тефра содержит очень мало минералов-вкрапленников (от 2 до 18-20%), представленных плагиоклазом, авгитом и гиперстеном, но чаще всего структура — афировая (т.е. без вкрапленников). Температура извергающейся тефры, по-видимому, составляла 900-1100°С. Судя по объему выброшенного материала (около 83 км3), извержение пемзовой тефры было грандиозным. После него вулканическая постройка просела и обрушилась. Как долго продолжалось это извержение, остается неясным. Но, очевидно, оно не было мгновенным. Об этом свидетельствуют два более ранних пемзовых пласта.
Последствия взрыва вулкана. На острове 3500 лет назад были поселения, и довольно большие. Одно из них, раскопанное греческим археологом С.Маринатосом в толще пемзовой тефры еще в 60-х годах XX в., назвали Акротири, по имени небольшой деревушки на юге о. Фиры. По существу это был город с двухэтажными домами, с небольшими площадями, с рынком, мастерскими, кладовыми, мельницами. Комнаты в домах украшались потрясающими фресками, которые сейчас представлены в отдельной экспозиции Афинского исторического музея. Полы во многих домах были мозаичными. Сохранилось много разнообразных керамических изделий - пифосов, сосудов, ваз и других, покрытых великолепной росписью, изображениями морской и наземной фауны. Встречались фрески и с кораблями, на которых жители Акротири плавали на соседние острова, Крит, Кипр и на восточное побережье Средиземноморья. В то время Эгейское море не было препятствием для общения между континентами. Очень важно, что на глиняных черепках обнаружены надписи, являющиеся точной копией критских надписей. Они выполнены так называемым критским «линейным письмом А». Все острова этого региона были связаны между собой экономически.
Археологические раскопки в Акротири производят неизгладимое впечатление. Пред нашим взором предстает древнейшая высокоразвитая культура, подобная существовавшей в то же время на Крите минойской цивилизации. И вот эта цивилизация, выдающаяся по своему уровню развития, исчезла, как дым погасшего костра.
Катастрофическому извержению Санторина предшествовала повышенная тектоническая активность региона. Предвестниками катастрофы служили, по-видимому, частые землетрясения и возобновившаяся вулканическая активность Санторина. Это вынудило жителей Акротири покинуть свои дома. При раскопках погребенного города найдено всего несколько человеческих скелетов, в то время как численность населения составляла не менее 30 тыс. жителей.
Дельфийский оракул
Одна из наиболее популярных древнегреческих легенд - легенда о Дельфийском оракуле, вещавшем через жрицу Апполона - Пифию, которая восседала на треноге в храме Апполона и выдавала свои пророчества под влиянием эманации газов из трещин в горных породах. Правда, есть предание и о том, что под треногой сжигали лавровые листья. Лавр - дерево, посвященное Апполону, которого считали покровителем Дельф. И от дыма тлеющих лавровых листьев жрица впадала в транс, выкрикивая несвязные слова. О Дельфийском оракуле впервые поведал Гомер, а через семь веков о нем написал Плутарх.
Дельфы находятся к западу от Афин, у подножия знаменитой горы Парнас на северном берегу Коринфского залива. Подозрение, что в основе мифа о Дельфийском оракуле лежат какие-то геологические особенности данной местности, возникло давно, а недавно изучение этой проблемы предприняла специальная итальянская экспедиция, собравшая все геологические, геофизические и геохимические данные [4]. При этом выяснилось, что Дельфы с их тремя древними храмами расположены на линии молодого широтного разлома - сброса, ограничивающего с юга гору Парнас, представляющую собой фрагмент раннемеловой карбонатной платформы. Этот сброс одновременно является и наиболее северным из системы сбросов северного ограничения грабена Коринфского залива, возникшего в самом конце плиоцена (около 2 млн лет назад). Дельфийский разлом сейсмически весьма активен. В историческое время вдоль него неоднократно происходили землетрясения и возобновлялись трещины в породах и в грунте. На одной из них непосредственно и расположен храм Аполлона в Дельфах [5]. Поэтому весьма логично предположить, что именно к этой или другой из трещин данного разлома были приурочены явления, давшие повод включить в легенду о Дельфийском оракуле рассказ об обитавшем в расселине драконе женского рода, извергавшего ядовитые испарения и убитого Аполлоном.
Изложенное выше позволяет думать, что многие мифы, сказания, легенды основаны на вполне реальных природных событиях, геологических явлениях и катастрофах. У геомифологии - большое будущее.
E-NEWS.COM.UA