Украинский ученый Андрей Скрипник об убытках, которые может принести Украине проведение Игр...Олимпиада в Лондоне оживила мечты украинского правительства получить право на проведение Зимних Олимпийских игр в 2022 году. Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил: президент Международного олимпийского комитета (МОК) Жак Рогге подтвердил, что украинские Карпаты отвечают требованиям МОК для проведения Зимних Олимпийских игр.
«Дерзайте, подавайте заявку, боритесь», – цитирует Рогге премьер-министр. Стоит ли бороться? Согласно статистике, шансы Киева выиграть право на проведение Игр – только 3 к 100., пишет korrespondent.net
Параметры не те
Процесс отбора города для проведения Игр проходит в два этапа. На первом из всех претендентов отбирают тех, кто сможет подать в МОК официальную заявку на проведение игр. На втором отбирают непосредственно город, в котором будут проходить игры.
С 1948 года состоялось 18 Зимних игр (с учетом Сочи). На их проведение претендовали 600 городов из 48 стран, но по результатам обора заявку смогли подать 78 городов. На втором этапе из них осталось 18.
Исследования, которые проводились на основе логит-модели и должны были выяснить, почему право на проведение Игр получает тот или иной город, выявили несколько интересных закономерностей.
Оказалось, чтобы пройти первый тур, город должен отвечать ряду географических признаков – широта города, высота гор и т.д.. Кроме того, его шансы определяют показатели экономического развития (темпы роста ВВП на душу населения), уровень демократических преобразований и факт участия в аналогичном конкурсе в прошлом.
Ключевыми на втором туре отбора становятся темпы роста ВВП страны и выход города во второй отборочный тур в прошлом.
Каковы шансы Украины на проведение Игр, если подставить ее данные в модель, построенную на базе прошлых решений МОК? Горы в Украине невысокие, широта – не полярная, прецедента подачи заявки не было. Математические подсчеты говорят, что шансы Львова пройти даже первый тур – очень малы.
Правда, кто-то может вспомнить Россию – ведь и она из всех критериев могла похвастаться разве высотой гор. Рискнем предположить: модель несовершенна и не учитывает роль лидера и поток нефтедолларов (во время принятия решения МОК о проведении Зимней Олимпиады в Сочи Владимир Путин входил в пятерку самых влиятельных людей мира, а нефтедоллары низвергались Ниагарой в российскую казну). Но даже тогда шансы Украины стать официальным претендентом не превышают 13%, а шансы получить право на проведение зимних Олимпийских игр и вовсе составляют лишь 3%.
Впрочем, это повод не для расстройства, а для радости. Анализ потенциального экономического эффекта, который может оказать проведение Зимней Олимпиады на Украину, делает меня не сторонником, а противником проведения Игр.
Маловато доходов
Главным лоббистом проекта под названием «Олімпійська надія 2022» в Украине выступает Государственное агентство по инвестициям и управлению национальними проектами. Оно успешно использует прием, который очень распространен при продвижении подобных событий: в разы занижает расходную часть проекта и на столько же – завышает доходную.
Основной статьей расходов на подготовку к Олимпиаде в Украине будет инфраструктура. Построить нужно будет даже больше, чем строилось к Евро-2012: 5 ледовых дворцов (для фигурного катания, хоккея, шоттрека и керлинга) и открытый ледовый стадион, олимпийское село, мультимедийный центр, горнолыжные трассы, трамплины. Добавьте к этому полное обновление инфраструктуры Прикарпатья и Закарпатья…
Обойдется все это в копеечку. Чтобы оценить «смету» Игр в украинских Карпатах, посмотрим на объем инфраструктурных расходов при проведении Зимних Олимпиад в Ванкувере (2010 год) и Сочи (2014 год). В Ванкувере они составили $512 млн. Но в Сочи, в отличие от канадского города, готовой инфраструктуры для проведения Игр нет, а потому здесь расходы на нее будут в 80 раз больше – $30 млрд. уже истрачено (в долларах США 2006 года), хотя сделано еще далеко не все. По моим подсчетам, еще $10 млрд уйдет на доработки и столько же – на безопасность, открытие и закрытие Игр. Почему так много? Все просто: коррупция, неудачный выбор места, отсутствие опыта строительства и эксплуатации спортивных сооружений такого уровня.
В пересчете на реалии Украины это будет означать также, по меньшей мере, $40 млрд расходов на инфраструктуру, ведь общие условия в нашей стране – те же, что и в России, за вычетом нефтедолларов, достаточно высоких гор, но с другой стороны – и Чечни под боком (что уменьшит расходы на безопасность).
И это – лишь прямые расходы. Завозить все товары и технологии для стадионов нужно будет из-за рубежа – ведь собственного их производства в нашей стране нет. Подъемники и спецтехника для прокладки горнолыжных трасс и их дальнейшего содержания, ограда для спусков, медицинское оборудование высокого уровня на случай травм во время соревнований, и т.д. Счета будут идти на сотни миллионов долларов. И это все – для проведения одних лишь горнолыжных соревнований.
В результате, рост импорта в стоимостном выражении будет соизмерим с нынешней платой Украины за энергоносители ($1 млрд. в месяц).
Что же страна получит взамен?
Получит доходы от продажи билетов. Чтобы понять, сколько могла бы заработать на них Украина, я проанализировал поступления от продажи билетов на Олимпиадах в Турине (2006) и том же Ванкувере (2010). Оказалось, при полной загрузке всех олимпийских сооружений на протяжении всех игр билетов можно будет продать на $200 млн.
Еще страна получит 50% доходов от продажи прав на трансляцию спортивных событий (еще половину получит МОК). Для Ванкувера эти 50% составляли $400 млн. Конечно, аудитория увеличивается. Но даже если смотреть Олимпиаду-2022 будет вдвое больше людей, суммарный доход от всех источников не превысит $1 млрд.
Часть надежд возлагают на рост доходов от гостиничного бизнеса и торговли в связи с наплывом в страну туристов. Но исследования прошлых Игр говорят не в пользу и этого тезиса. Приток инвестиций в гостиничный и ресторанный бизнесы компенсируется оттоком денег из отраслей, не связанных с проведением олимпиад.
Другими словами, отдача от Игр будет в десять раз меньше расходов. Долги на строительство олимпийского стадиона для игры в Монреале (1976) погашались десятилетиями, а финансовый кризис в Греции во многом обусловлен в том числе займами, сделанными для проведения Олимпийских Игр в Афинах в 2004 г. Даст ли гарантии украинский премьер, что Украина не последует по тому же пути?
E-NEWS.COM.UA