Вчера "Новатэк" стал шестой российской компанией, разместившей свои акции на Лондонской бирже, и в то время, как независимый производитель газа из Западной Сибири радовался получению 878 млн. долларов, банкиры говорили, что спрос мог бы быть во много раз больше. Действительно, становится все очевиднее, что российские компании, ищущие денег, выбирают Лондон.
Российские компании с января заработали в Лондоне 2,5 млрд. долларов, в то время как в Нью-Йорке все было не так удачно. В последний раз российская компания заработала там в октябре, и сумма была довольно скромной по сравнению с теми, какие можно получить в Лондоне. Почему Лондон так популярен у российских бизнесменов и почему они рвутся размещать акции на международной бирже?
Стивен О'Салливан, аналитик московской брокерской фирмы "ОФГ", считает размещение ценных бумаг в Лондоне возможностью для олигархов диверсифицировать свое состояние. Он отмечает, что значительная часть богатств многих бизнесменов привязана к России, стране, где политический риск превышает разумные пределы. "В 2008 году России предстоят президентские выборы, и это, вероятно, будет периодом политической неуверенности. Сейчас для бизнесменов, таких как босс "Новатэка" Леонид Михельсон, прекрасное время, чтобы зарабатывать на своих фишках", – заявил О'Салливан.
В то же время российские предприниматели не забывают о "деле ЮКОСа", в ходе которого одного из самых богатых людей России Михаила Ходорковского лишили лучшего из активов и посадили в тюрьму. Кто может сказать наверняка, что подобное не повторится?
При президенте Владимире Путине российское государство постепенно возвращает себе влияние в обществе и усиливает контроль в экономике. Наиболее ценный актив ЮКОСа, "Юганскнефтегаз", фактически находится под государственным контролем, тогда как Роману Абрамовичу намекают, что ему следует продать нефтяной гигант "Сибнефть" государственному "Газпрому". Независимое освещение событий в СМИ становится редкостью в Москве и еще большей редкостью – за ее пределами.
Кремль даже возродил летние лагеря советского образца, где подростки в течение двух недель получают пропутинский политический инструктаж, направленный на повышение бдительности в отношении "политических манипуляций" Запада. Куда идет этот политический процесс и каким государством окажется Россия, неясно, но одно известно наверняка: судьба западных фондовых менеджеров и местных олигархов не входит в число главных приоритетов Путина.
Что касается того, почему россияне выбирают Лондон, а не Нью-Йорк или Франкфурт, то Лондонская биржа утверждает, что ее ликвидность выше, когда речь идет об иностранцах, стремящихся разместить ценные бумаги. Ее правила, касающиеся иностранцев, таковы, что в торгах по акциям "Новатэка" и ему подобных участвуют только профессиональные инвесторы, и компания ежемесячно видит объемы порядка 5 млрд. фунтов. Между тем размещение бумаг в Лондоне повышает престиж компании и делает ее заметнее тех, что имеют котировки только в Москве.
Но аналитики отмечают, что корпоративное управление и порядок раскрытия информации в Лондоне благоприятнее, чем в Нью-Йорке.
Эрик Краус, возглавляющий стратегический отдел в московской брокерской фирме "Совлинк", заявил, что шесть компаний, разместивших свои акции в Лондоне, могли бы пробиться на противоположную сторону Атлантики, если бы не жесткое регулирование. Он отметил, что британские правила стали слишком мягкими, а Лондонская биржа ждет быстрой отдачи от размещения иностранных акций. "Лондонская биржа девальвирует размещение акций в Лондоне, смягчая требования к развивающимся рынкам и относясь к компаниям, о которых идет речь, без достаточной строгости".
Сильнее всего его беспокоит степень раскрытия информации в том, что касается собственников некоторых российских компаний, поскольку те, кто появляется в Лондоне, обычно связаны с теневыми офшорами, и часто бывает трудно понять, кому принадлежат и приносят выгоду эти компании. "Когда компания принадлежит череде офшоров, невозможно понять, кто ее владелец и кому инвесторы могут предъявить иск, если что-то пойдет не так. Боюсь, что подобный инцидент не замедлит произойти", – сказал он.
Примером компании с регистрацией и структурой собственников, завязанной на офшоры, является Rambler Media. Российская медийная и интернет-группа, в июне заработавшая 27 млн. долларов, зарегистрирована в Джерси, а ее акции по большей части принадлежат офшорным трастам, зарегистрированным на Бермудах и Британских Виргинских островах. Пресс-секретарь Rambler не смог сказать, кто именно стоит за этими трастами.
В случае с "Новатэком" главным бенефициаром является фонд SWGI Fund, зарегистрированный на Кипре и связанный с Леонидом Михельсоном, 49-летним генеральным директором. После размещения акций SWGI сохранил за собой 20-процентный пакет.
Феномен российских компаний в Лондоне – очень выгодный бизнес для инвестиционных банков, юристов и пиар-компаний, который занимаются облегчением процесса. Фирмы из Сити сделали на этом около 60 млн фунтов. По сообщениям, львиная доля досталась Morgan Stanley и Credit Suisse First Boston, сыгравшим важную роль почти во всех размещениях российских бумаг в Лондоне в этом году. Обе компании остались в России после финансового кризиса 1998 года и теперь пожинают завидные дивиденды. Выиграют ли инвесторы, которые вкладывают в "лондонскую Россию", покажет только время.
Inopressa