Государственное учреждение Таджиккино ввело запрет на показ и продажу иностранной видео- и кинопродукции, в которых присутствуют сцены насилия. В стране прошли рейды по изъятию дисков, однако пока запрет затронул лишь турецкие сериалы.
При этом чиновники рекомендуют развивать собственную киноиндустрию и снимать фильмы, которые бы воспитывали в гражданах страны патриотические чувства.
"Мы будем изымать из продажи все иностранные фильмы со сценами насилия, побоищ и убийств. И будем поощрять показ зарубежных фильмов, пропагандирующих высокие нравственные ценности", – заявил директор Таджиккино Давлат Сафар.
Таджикские власти считают, что демонстрация боевиков и фильмов ужасов, а также кино о бандитах может негативно повлиять на молодежь.
"Любые разговоры о свободе выбора в данном случае неуместны, поскольку демократия тоже имеет определенные границы, – добавил Сафар. – Нам необходимо контролировать, что смотрят наши дети".
Глава Таджиккино заявил, что запрет не коснется исторических кинолент, рассказывающих о реальных событиях. Присутствие в этих картинах элементов насилия оправдано.
По мнению таджикских властей, ухудшение криминогенной ситуации в молодежной среде, участившиеся в последнее время конфликты между школьниками отчасти спровоцированы просмотром фильмов, снятых в жанре боевиков. Такое кино, заявляют чиновники, служит своего рода инструкцией для подростков, которые не всегда могут провести четкую грань между реальностью и воображаемым миром.
Рейды по изъятию видеокассет и дисков с фильмами, в которых сотрудники Таджиккино усмотрели элементы насилия и экстремизма, проходят во многих магазинах страны.
Правда, пока с прилавков салонов исчезли только популярные в Таджикистане турецкие сериалы. В Таджиккино нашли в этих фильмах "несоответствия таджикской национальной культуре и системе ценностей".
В тоже время американские и российские боевики, детективы и фильмы ужасов остаются в продаже.
Известный таджикский актер Ортик Кодир считает неслучайным, что под запрет попали именно турецкие сериалы. По его мнению, таким образом власти пытаются оградить общество от растущего влияния Турции и соседнего Узбекистана.
Популяризация турецкого и узбекского киноискусства вызывала в стране неоднозначную реакцию. Многие видят в этом пропаганду пантюркизма.
"В Таджикистане обожают индийское кино, но пока массового перехода в индуизм я не видел, – говорит Ортик Кодир. – Нельзя просто запрещать, нужно предлагать что-то взамен, то есть свое качественное кино, но пока мы этого сделать не можем".
"Если говорить о соответствии нашей культуре и традициям, то многие российские, американские и европейские фильмы, согласно этой логике, тоже надо запретить, – считает актер. – Например, [в западном семейном кино] допускаются любовные сцены. В турецких фильмах таких сцен нет, они сняты с учетом того, что это кино смотрят мусульмане".
Большая часть видеопродукции, завозимой в страну, является нелицензионной, что связывают с низкой покупательской способностью жителей Таджикистана.
"Лучше всего у нас продаются американские ленты, – говорит продавец одного из видеосалонов по имени Мехродж, – причем, это кино разножанровое. Интересуются турецким кино, таджикским, но покупатели жалуются на плохое качество записи картин".
Объявив о борьбе с насилием в кино, власти объявили конкурс на сценарии таджикских фильмов, которые должны стать достойной альтернативой иностранным картинам.
Однако, по словам директора киностудии "Таджикфильм" Носира Саидова, добиться этого будет непросто.
За последние 20 лет в Таджикистане была снята лишь одна кинолента, бюджет которой составил около 500 тысяч долларов. Обычно же на производство таджикских фильмов выделяется от одной до трех тысяч долларов.
"Сейчас наша задача - найти средства, а потом собрать талантливых актеров, режиссеров, – отметил Носир Саидов. – Необходима государственная поддержка, без этого нам не удастся возродить таджикское кино".
Многие известные таджикские режиссеры – например, Бахтиер Худойназаров, снявший ленту "Лунный папа", Валерий Ахадов и Давлат Худоназаров – покинули страну.
Источник: Русская служба Би-би-си
Инф. korrespondent.net