Парламент решил отказаться от обязательной 50-процентной квоты на трансляцию музыкальных произведений украинских авторов в эфире теле — и радиостанций. Как оценивают последствия этого решения игроки музыкального рынка.
Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект, в соответствии с которым предлагается отменить обязательное 50%-ое квотирование на трансляцию произведений отечественных исполнителей.
Автором законопроекта является народный депутат Елена Бондаренко (Партия регионов). По ее мнению, музыкальные произведения украинских авторов или исполнителей относятся к категории «Европейские произведения», поэтому для них не могут быть установлены отдельные квоты.
Если закон будет принят исчезнут или нет украинские исполнители из теле- и радиоэфира?
Большинство представителей музыкальных медиа, опрошенные журналистами ТНС и «Комментариев», считают, что отмена квот активизирует развитие отечественного шоу-бизнеса. И напротив, некоторые продюсеры опасаются вытеснения из эфира национального продукта.
Вот какие аргументы приводит та и другая сторона:
Катерина Котенко, исполнительный директор ИТК:
«С отменой квот в теле — и радиоэфирах будет звучать только качественный продукт, на который есть спрос».
Юрий Молчанов, директор музыкального канала Enter Music
«Артисты вынуждены будут создавать конкурентоспособный украинский продукт, чтобы попасть в эфир. Украинский зритель хочет видеть качественный национальный продукт, а это значит, что наши хиты никогда не исчезнут из эфира».
Николай Баграев, народный депутат:
«Не смотря на то, что мои личные интересы состоят в развитии именно украинского шоу-бизнеса, мое отношение к отмене квотирования позитивно. С одной стороны, за время действия закона у нас возросло количество украинских исполнителей. Но качество их работ не всегда отвечало мировым стандартам. Соответственно, выполнение закона приводило к снижению общего качества эфира, при этом квота значительно сузила количество форматов радиостанций, фактически сделав украинский радиоэфир почти однородным. Закон привел ситуацию с вещателями к вполне логичным, принятым в Европе отношениям, никоим образом не меняя ситуации собственно с вещанием, которое было и остается украинским, украиноязычным».
Андрей Карпий, гендиректор Украинской радио группы:
«Нельзя европейскому государству себе же ограничивать количество европейских песен! А украинская песня, если она хорошая, найдет своего слушателя. Если же она некачественная, а ее нужно крутить только потому, что есть закон, то это, пожалуй, не очень правильно».
Специалисты признают, что существовавшее ранее 50-процентное ограничение не всегда удавалось выполнить без ущерба для действующего формата.
Валентин Резниченко, глава радиогруппы «Украинского Медиа Холдинга»:
«Любые квоты – это ограничения, а они вредят творческому процессу. Квоты ограничивали возможности форматирования проектов и построения отличного от конкурентов музыкального ряда, снижали остроту борьбы между украинскими и зарубежными авторами».
Леонид Сенкевич, программный директор радиостанции «Хит FM»:
«В погоне за 50-процентной квотой нам приходится ставить в эфир практически всех исполнителей, а наша отечественная эстрада, к сожалению, не пестрит разнообразием. С отменой квот мы будем ротировать только ту украинскую музыку, которая интересна нашим слушателям».
Вместе с тем продюсер и телеведущий Игорь Кондратюк считает, что после отмены квот зарубежные и российские исполнители вытеснят из эфира украинский национальный контент.
Игорь Кондратюк, продюсер и телеведущий:
«Квотирование – одно из немногих примеров государственной поддержки национальных исполнителей. Украинские музыкальные медиа без национального продукта – это нонсенс! И это понимают все, кроме представителей Партии регионов. Наверное потому, что шансона на украинском не бывает».
«Думаю, закон пролоббирован российскими авторскими агентствами, которые хотят полностью и безраздельно собирать роялти в Украине».
Русланы Лыжичко, певица:
«Чем меньше будет государство вмешиваться, тем быстрее у нас стабилизируется общество. Никто не может указывать артисту, на каком языке ему творить. Это очень тонкие материи: почему авторы пишут песни, будучи голодными, и не могут ничего создать, почивая на лаврах? Никаким законом нельзя стимулировать или запретить творчество».
Екатерина Мясникова, исполнительный директор Независимой ассоциации телерадиовещателей:
«Когда эта квота вводилась, мы говорили о том, что такое будет возможным, когда государство хоть что-нибудь сделает для развития музыкальной индустрии в стране. Во Франции, например, такие меры вводились как вспомогательные. То есть сначала государство стимулировало производство музыкального или кинопродукта, а потом – размещение его в эфирах. Поэтому перекладывать обязанности по развитию этой индустрии на радиоиндустрию – неправильно. В наших условиях, когда музыкальная индустрия не очень развита, и у нас есть 12-15 стабильных популярных групп, не хватает музыкального продукта, который мог бы стать в один качественный ряд с европейским, и даже российским. В общем – 15-20%, максимум 30% в некоторых форматах, но на 50% эфира качественного украинского продукта не хватает.
Популярных украинских исполнителей будут слушать, Вакарчук и другие исполнители точно не пропадут из эфира. Единственное – мы не будем так их «заезживать», как раньше».
Инф. delo.ua