СКП предъявил первое обвинение за прошлогоднюю аварию на Саяно-Шушенской ГЭС. Бывшему гендиректору станции Николаю Неволько грозит до трех лет тюрьмы.
Почти полтора года Следственный комитет при прокуратуре (СКП) расследует уголовное дело об аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Она случилась 17 августа 2009 г. и унесла жизни 75 человек. Первый результат объявлен вчера — Неволько предъявлено обвинение. Ему вменяют нарушение правил техники безопасности и охраны труда, повлекшее смерть двух и более лиц (ч. 2 ст. 143 УК РФ), заявил представитель СКП Владимир Маркин. Если вина бывшего гендиректора станции будет доказана судом, ему грозит лишение свободы на срок до трех лет, отметил он.
С Неволько связаться не удалось. Он был уволен с должности гендиректора СШГЭС сразу после аварии, но продолжает работать экспертом на станции, напоминает представитель «Русгидро» (собственник ГЭС) Елена Вишнякова. Решение СКП она комментировать отказалась.
В ближайшее время следствие намерено предъявить обвинение еще шестерым людям, причастным к аварии, сообщил комитет. Кому именно, представитель СКП не говорит, но отмечает, что после завершения расследования список обвиняемых может расшириться.
Первым расследование катастрофы завершил Ростехнадзор. В докладе, опубликованном в октябре 2009 г., ведомство перечислило 25 человек, которые могли быть причастны к аварии. Неволько есть в этом списке, как и другие менеджеры «Русгидро» и ГЭС. Ростехнадзор перечислил и несколько громких имен: в том числе бывшего предправления РАО «ЕЭС России», а ныне гендиректора «Роснано» Анатолия Чубайса (в 2000 г. он подписал акт приема в эксплуатацию СШГЭС без «должной оценки» ее безопасности, указано в докладе).
Доказать вину в подобных случаях сложно: в больших компаниях производственная цепочка очень велика и выяснить, кто виноват — начальник цеха или гендиректор, — нелегко, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов Михаил Бурмистров. Правда, в 1987 г. на 10 лет тюрьмы были осуждены гендиректор Чернобыльской АЭС Виктор Брюханов, главный инженер станции Николай Фомин и его заместитель Анатолий Дятлов. «Хотя впоследствии выяснилось, что в числе главных причин аварии были ошибки в проектировании АЭС, а не ее эксплуатации», — вспоминает адвокат.
Оксана Гавшина, Алексей Никольский
Инф. vedomosti.ru