Знаете ли вы, как относились к женскому временному недомоганию в Древнем Китае и средневековой Европе и как его лечили?
Рассказывает кандидат исторических наук, петербургский историк-этнограф Виктор Михайлович Евстигнеев.
Римское право
В древних государствах – Риме, Греции, Спарте – царствовал культ тела. Все, что его касалось, воспринималось совершенно нормально. Поэтому к женскому циклу относились довольно просто. «Критических дней» не стеснялись, их воспринимали как норму, в которой нет ничего постыдного, пишет women.itop.net.
В Риме и Спарте спортивные игры нередко проводились среди женщин. Участница могла отказаться от соревнований лишь по веской причине. Одна из них – «критические дни». О них объявляли во всеуслышание, объясняя отсутствие спортсменки. Это доказывает свиток, найденный в 1985 году на севере Италии. Данный документ регламентировал правила спортивных игрищ, в том числе и женских. И пункт о «женской неделе» фигурировал там одним из первых.
«Женская неделя» включала в себя и несколько дней до менструации. Так как в это время многие представительницы слабого пола страдали от плохого самочувствия. Данный факт нашел отражение и в укладе жизни. Обычно римлянка проводила большую часть времени на женской половине. Из мужчин туда имел право входить только муж. Даже раб не мог заглядывать в покои своей госпожи.
Это правило было непререкаемым. Если дом горел, и надо было спасать хозяйку – то вытащить ее из женской половины мог только супруг. В противном случае женщина имела все шансы задохнуться в дыму. Было еще одно непререкаемое правило.
Муж мог зайти к жене в любое время. Она не имела права отказаться от встречи, иначе женщину ждало суровое наказание – вплоть до физического. Привычный распорядок дня мог изменить только женский цикл. Накануне своих «критических дней» женщина имела право запретить мужу вход на свою половину. То, что сейчас называется предменструальным синдромом, делало женщину неприкасаемой.
Она могла безнаказанно перечить желаниям супруга. Более того, в предменструальные дни женщина могла не выполнять обязанности, касающиеся домашнего обихода. Римлянкам прощались даже раздражительность, ворчливость и агрессивность. В обычные же дни жительницы великой империи должны были вести себя мило, покладисто и уступчиво.
Послабления, касающиеся ПМС, нашли отражение не только в семейном, но и в уголовном кодексе. Преступления, совершенные перед месячными или во время них, судились очень мягко. Историкам известен один интереснейший факт. Римский суд признал плебейку Валерию Варта виновной в убийстве мужа. Оправдание было только одно – предменструальное недомогание. Родственники осужденной женщины дружно подтвердили, что раз в месяц Валерия переставала быть обычной женщиной и превращалась в разъяренную мегеру. Налицо были яркие проявления предменструального синдрома.
После недолгого совещания убийцу освободили. Виноватым в преступлении был признан покойный муж, который в недозволенное время требовал от Валерии исполнения супружеских обязанностей.
Китайские мочегонные
Восточные культуры относились к женской физиологии по-другому. Например, в Китае показывать свое недомогание перед «критическими днями» считалось постыдным. Женщина всегда должна была спокойной и уравновешенной. Вспышки раздражительности расценивались как плохое воспитание. Больше всего это губило репутацию незамужних девушек – они рисковали навсегда остаться старыми девами. Ни один мужчина не хотел, чтобы жена каждый месяц портила ему жизнь своим плохим настроением. Будущее девицы мог испортить даже слух о том, что она страдает ПМС.
Женщины нашли из этого выход. Почти в каждой семье из поколения в поколение передавались рецепты от женского недуга. Они представляли собой отвары различных трав, которые, как правило, обладали мочегонным действием. Это и неудивительно – ведь большинство симптомов предменструального синдрома связано с задержкой в организме жидкости. И сейчас врачи рекомендуют свои пациенткам принимать мочегонные. Но первыми их придумали китаянки.
Японское одиночество
История умалчивает, чем лечили ПМС японки. Но известно, что в древности в Стране восходящего солнца были очень интересные правила, касающиеся менструального цикла. За несколько дней до месячных женщина отстранялась от общения с мужчинами. Например, служанки не могли прислуживать представителям сильного пола. Они не могли подавать кушанья на стол, помогать причесываться и одеваться. Исключение составляло лишь наведение чистоты. Комнаты убирались очень быстро – пока там отсутствовали мужчины.
Одно время в некоторых провинциях действовал другой закон. В «критические дни» женщина ограждалась от общения не только с мужчинами, но и с другими женщинами. Делалось это посредством ежемесячных ссылок в отдельный домик. Там женщина и жила до окончания менструации.
Ученые по-разному объясняют этот факт. Большинство сходится на том, что «ссылки» помогали членам семьи оградиться от общения с «нечистой». Именно таковой становилась женщина в период менструации. Она не имела права молиться и посещать храм. Одно её присутствие могло опорочить окружающих. Те предпочитали не рисковать и отправлять своих родственниц во временное жилище.
Французская история
В средневековой Европе о бренном теле заботились гораздо меньше, чем о душе. Поэтому ни о каком ПМС и речи быть не могло. Женское тело рассматривалось только как механизм воспроизведения. Мелочи, не касающиеся деторождения, серьезными не считались. Поэтому о самочувствии до и во время «критических дней» женщины не задумывались. Однако до нас дошли очень любопытные факты.
Например, французский историк Анри Сорьер выдвинул гипотезу, касающуюся Жанны д’Арк. Согласно этому предположению французы выиграли войну исключительно благодаря женскому недугу. Дело в том, что Орлеанская дева, доказывая свою невинность, неоднократно подвергалась осмотру придворных акушерок. Поэтому о менструальном цикле Жанны известно практически все.
Французский ученый произвел вычисления и пришел к интереснейшим выводам. Оказывается, наиболее дикие и безумные выходки Жанна д’Арк совершала именно перед месячными. Она вела войска в безнадежные бои и выигрывала их благодаря своему неистовству. Приказы о самых массовых и самых жестоких казнях Жанна тоже принимала перед «критическими днями».
Испанская ревность
Исследованию ученых подверглось поведение другой средневековой дамы – жены Филиппа Красивого. Так за красивую внешность прозвали одного испанского короля. А королеве досталось другое прозвище. Её называли Безумной – за буйный нрав. Он выражался в диких приступах ревности, которые начались практически со свадьбы. Молодая закатывала своему супругу грандиозные скандалы, от которых сотрясался весь испанский двор. В итоге королева была заточена в замке, где прожила много лет.
Разбирая жизнь испанской королевы, ученые обратили внимание на важную деталь. Филиппе Безумной доставляло удовольствие рожать детей. Каждую беременность она воспринимала как праздник. Новорожденных инфантов мать кормила сама, хотя это было не принято – в то время отпрысков знатных семей выкармливали кормилицы. Но королева и слышать об этом не хотела, она кормила грудью всех своих детей. Ученые решили, что данные факты указывают на избыток у Филиппы женских половых гормонов эстрогенов. На таком фоне очень часто развивается предменструальный синдром. Возможно, им и объясняются королевские вспышки ярости.
E-NEWS