В переговорах с китайской Geely Ford взял на вооружение стратегию GM.
Volvo, выставленная на продажу еще в апреле, вполне вероятно, так и останется в составе Ford Motor Company. Переговоры о ее продаже китайской Geely развиваются по тому же сценарию, что и обсуждение продажи Opel. Покупателю, как и в той истории, навязывается множество ограничений. Ford, совсем как General Motors, ссылается на требования со стороны поставщиков автокомпонентов, которые боятся утечки своей интеллектуальной собственности в Китай. Тем временем продажи Ford уверено растут, и у автопроизводителя остается все меньше стимулов для расставания со стратегически важной маркой.
Обязанности без прав
Китайская газета Shanghai Securities News процитировала представителя компании Zhejiang Geely Holding Group (партнер Geely Automobile), который рассказал о том, что, даже если сделка состоится, Volvo останется владельцем прав на свои технологии. Это одно из основных условий, которые ставит покупателю нынешний владелец марки – Ford Motor Company.
Несмотря на то, что Geely планирует приобрести все 100% акций Volvo, а не 55%, как в неудавшейся сделке с Opel, права покупателя предлагается серьезно ограничить. Китайская сторона должна пообещать, что не будет трогать действующую структуру Volvo и ее дилерские центры, закрывать заводы и исследовательские центры компании. В силе останутся все текущие соглашения с профсоюзами. Взамен Geely получит права на использование собственности Volvo, в том числе сможет организовать производство в Китае для ежегодного выпуска 300 000 машин. В этом году Volvo продаст во всем мире лишь около 400 000 машин, прогнозируют в компании
Между тем, Volvo становится все более привлекательным брендом для покупки. Последние четыре месяца продажи стабильно растут на многих важных рынках, в том числе в США. А в Европе, к примеру, в октябре показатели увеличились по сравнению с прошлым годом на 16%.
Не оторвать
Почему Ford не торопится закрыть сделку и выдвигает условия, на которые покупатель пойдет лишь в случае крайней необходимости? Дело в том, что Volvo за 10 лет пустила глубокие корни в американском автоконцерне.
Шведская компания плотно интегрирована в производственную схему Ford. У трех марок – Volvo, Ford и Mazda – много общих компонентов. Volvo S60 построена на платформе, общей для Ford Mondeo и Mazda 6, а Volvo S40 – на той же, что Ford Focus и Mazda 3. В Ford Motor Company признают кончательного решения еще нет. Так что, действительно, по-прежнему возможны любые варианты. Пока переговоры продолжаются. Volvo была выставлена на продажу в апреле. А для того чтобы проговорить все детали, требуется много времени.
У руководства Volvo мнения относительно целесообразности продажи разошлись. Однако даже если сделка состоится для компании важно заблаговременно обсудить права на интеллектуальную собственность. В данном случае очень важно, чтобы все нюансы были четко проговорены и не произошло утечки интеллектуальной собственности. Речь идет не только о собственных разработках, но и о технологических наработках поставщиков компонентов.
У Volvo на современном этапе вообще нет своих собственных платформ – нет платформ, которые были бы у марки и не использовались бы в других брендах, принадлежащих Ford. К примеру, на той же платформе, что и Volvo S40, построены Ford Focus и Mazda 3. Причем из трех моделей Volvo самая дорогая, то есть и маржа самая высокая. То есть с продажей Volvo теряет важную часть прибыли. И то, что вопрос об интеллектуальной собственности встанет на повестке, было ожидаемо. Кроме того, еще один немаловажный фактор. Volvo после продажи Jaguar и Land Rover остался единственным премиум-брендом, принадлежащим Ford. По сути, Volvo – последняя возможность для производителя сохранить свое присутствие в премиум-сегменте. А это важно с точки зрения стратегического развития марки, а это достаточно большие имиджевые потери, грозящие серьезными стратегическими рисками. Последние несколько лет Ford тратит немало усилий, чтобы откреститься от ненужной ему репутации производителя недорогих автомобилей.
FORD vs. КИТАЙ
В данном случае налицо утечка информации. Юань Сяолин, представитель Zhejiang Geely Holding Group, на которого ссылается газета Shanghai Securities News, не имел права комментировать сделку. Zhejiang Geely Holding Group состоит в партнерских отношениях с Geely Automobile и вообще не имеет отношения к сделке по Volvo.
Сумма возможной сделки с Geely держится в секрете. Цифры, называвшиеся в СМИ, – в районе $2 млрд. Для сравнения, сам Ford в 1999 году заплатил за марку $6,45 млрд. Так ли нужна Ford сравнительно небольшая сумма? Продажи компании на подъеме и на родине, и в Европе. В октябре в Старом свете они достигли максимума за последние 12 лет: выросли на 13% и составили 121 000 машин. По итогам десяти месяцев рыночная доля Ford выросла до 9,1%. С начала года компания реализовала в 19 крупнейших странах Европы 1,22 млн машин. По сравнению с прошлым годом это меньше на 3%. Однако общий спад спроса на новые автомобили в Европе был существенно выше – 8%. Скорее всего, Ford уже остановил бы переговоры с Geely, но он пока не поддается головокружению от успехов. Экономические показатели Ford, на самом деле, обнадеживают: продажи марки растут на большинстве стратегически важных рынков. С одной стороны, это действительно может означать, что зависимость Ford от продажи марки сократилась. С другой, производителю по-прежнему нужны наличные. Так что еще некоторое время переговоры будут продолжаться в любом случае. Пока ситуация на автомобильном рынке лишь начала стабилизироваться.
Долги Ford
Однако над Ford довлеет существенный долг перед правительством США. В середине августа администрация Обамы в рамках антикризисной программы выделила Ford кредит в размере $5,9 млрд. В итоге общий долг автоконцерна перед государством составил около $40 млрд.
С другой стороны, китайский рынок в 2009 году впервые обогнал по объему продаж американский и стал крупнейшим в мире. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, за первые девять месяцев года в стране было продано 9,66 млн автомобилей, а в США – всего 7,85 млн автомобилей. Во многом Китай обогнал Америку благодаря госпомощи национальному автопрому. Но помощь оказывается, в первую очередь, компаниям с госучастием. Geely не входит в их число. А потому, чем жестче конкуренция внутри страны, тем важнее для частной компании развиваться за ее пределами. А репутация Volvo, производителя самого безопасного в мире автомобиля, стоит для Geely не меньше, чем материальные активы шведской компании.
Некоторые предпосылки для сделки остаются: китайцы могут принять жесткие условия американцев. Но эксперты авторынка все же верят, скорее, в повторение сценария Opel.
Инф. delo.ua