Три десятилетия назад всего 9 государств мира обладали баллистическими ракетами. Ныне этот вид вооружений есть в арсенале 30-ти стран, а 18 государств имеют ракеты собственного производства. Распространение ракетного оружия и технологий предотвратить крайне сложно.
В истории военной техники прослеживаются две главные тенденции: с одной стороны растет огневая мощь оружия, с другой - увеличивается его дальность. К примеру, настоящими революциями в стратегии и тактике войны стали изобретение лука и огнестрельного оружия. В этом контексте баллистическая ракета, которая способна быть носителем ядерной, химической или биологической боеголовки и теоретически достичь любой точки Земли, является «абсолютным оружием», поскольку здесь эволюционное развитие мощи и дальности достигло своего предела.
Вероятно, наибольший вклад в ракетную гонку внесли мобильные баллистические ракеты, известные в СССР как «Эльбрус», «Р-11» и «Р-300», а на Западе - как «SS-1» или Scud («Скад»). «Скады» были разработаны в Коломенском КБ Машиностроения. Первая модель «Скад – А», с радиусом действия 130 км появилась в 1957 году и, фактически, была модернизированной версией германской ракеты «Фау-2». «Скад-Б» (300 км) и «Скад-Ц» (600 км) - в 1965 году. В 1980-е годы появилась последняя модификация «Скада», дальность полета которого была увеличена до 700 км.
В конце 1950-х годов СССР начал продавать «Скады» дружественным государствам. Сделки по продаже оружия, заключенные СССР полвека назад, до сих пор оказывают колоссальное влияние на систему международных отношений, сложившуюся в мире. Баллистические ракеты, поставленные другим странам, стали катализатором цепной реакции. К примеру, Северная Корея, Ирак, Египет, Индия, Иран, Ливия и Сирия, получившие в свое распоряжение советские баллистические ракеты, начали собственные программы развития военного вооружения. В результате, все эти страны достигли заметных успехов. Они смогли не только модернизировать «Скады», увеличив дальность их полета, точность и грузоподъемность, но и разработать собственные ракеты. Процесс стал неуправляемым, поскольку страны, обладающие ракетными технологиями, начали сами экспортировать их.
Страна, обладающая ракетным оружием, значительно повышает свой статус в глазах соседей и международного сообщества. Ракетное оружие становится для них гарантией независимости и символом военной силы. Дальше начинается цепная реакция гонки вооружений, поскольку соседние государства также начинают проявлять желание обзавестись собственным ракетным оружием. Теоретически ракетные технологии или даже готовые ракетные комплексы могут попасть в руки террористических организаций.
В 1998 году закончила свою работу Комиссия по Оценке Ракетной Угрозы\Commission to Assess the Ballistic Missile Threat to the United States (чаще ее называют «Комиссией Рамсфелда» - бывший, а тогда будущий министр обороны США, Дональд Рамсфелд\Donald Rumsfeld был ее председателем). Один из выводов комиссии заключался в следующем: «Страна с хорошо развитой ракетной инфраструктурой, основанной на ракетах «Скад», при получении внешней помощи способна создать баллистические ракеты дальнего радиуса действия за пять лет».
Ныне баллистические ракеты есть у 30-ти государств, однако 21 из них обладает лишь ракетами короткого радиуса действия (с дальностью не более 1 тыс. км). Однако, по данным Фонда Карнеги за Международный Мир\Carnegie Endowment for International Peace, в 1987 году 15 государств занимались ракетными разработками (США, СССР, Китай, Великобритания, Франция, Аргентина, Бразилия, Израиль, Египет, Индия, Ирак, Ливия, Сирия, Северная Корея и ЮАР) - к 2003 году Бразилия, Египет, Аргентина и ЮАР отказались от этих программ. Общее количество баллистических ракет в мировых арсеналах уменьшилось примерно на 20%.
В реальных боевых условиях применение баллистических ракет пока не дало особо впечатляющих результатов (к счастью, ни разу в мире не применялись ракеты, снабженные боеголовками, с оружием массового уничтожения). Пионером в создании такого рода оружия стала Германия, которая в конце Второй Мировой войны создала ракеты «Фау-2»\V-2, которыми обстреливала Лондон. На столицу Великобритании упало в общей сложности 518 ракет, каждая из них несла 750 кг взрывчатки. В среднем, одна ракета убивала 5 человек, еще 12 получали ранения.
Баллистические ракеты впервые были массово применены во время войны Ирака и Ирана (1980-1988 годы). В международный лексикон тогда вошла фраз «война городов» - крупные населенные пункты обеих стран подвергались авиационным бомбардировкам и ракетным обстрелам. В 1985 году иракская авиация начала бомбежки Тегерана. Иран ответил на это ракетными обстрелами Багдада, Басры и иных крупных городов (он использовал «Скады», закупленные в Ливии, Сирии и, предположительно, Северной Корее). По данным исследовательского центра Global Security, главной целью Ирана было «отучить» Ирак от нападений на населенные пункты (в ходе войны было отмечено множество случаев, когда иракские самолеты бомбили школы и больницы), Ирак, в свою очередь, пытался воздействовать на боевой дух иранцев и разрушить иранскую инфраструктуру (последняя цель была труднодостижимой, поскольку главной мишенью «Скадов» становились жилые кварталы). К концу войны иракцы разработали более мощную вариацию «Скада» - «Аль Хуссейн», обладавшую большим радиусом действия. Весной 1988 года около 190 иракских ракет взорвались в Тегеране, Куме и Исфахане, убив более 2 тыс. человек, в подавляющем большинстве - мирных жителей. В иранских городах началась паника - десятки тысяч человек бежали из них (тогда Тегеран лишился примерно 30% населения). Иранцы боялись и того, что одна из иракских ракет может нести боеголовку с химическим или бактериологическим оружием - Ирак активно использовал боевые газы на фронте. Ныне считается, что именно ракетные обстрелы вынудили Тегеран согласиться на заключение мира с Ираком на невыгодных условиях. Всего в ходе войны Ирак выпустил около 600 ракет, Иран - 117.
Во время войны с Ираком 1991 года (началась после захвата иракскими войсками Кувейта) американские вооруженные силы продемонстрировали свою неспособность противостоять «Скадам». Тогда Ирак произвел 88 ракетных атак, 42 были направлены на Израиль, остальные использованы на кувейтском театре военных действий. Теоретически страны антииракской коалиции и Израиль были готовы к этим атакам - на их вооружении были противоракетные комплексы Patriot. Однако лишь 47 иракских «Скадов» попали в зону действия батарей Patriot, которые выпустили в общей сложности 158 антиракет. Однажды по «Скаду» было выпущено 28 ракет Patriot, но он так и не был сбит. По данным Министерства Обороны Израиля, комплексы Patriot смогли перехватить не более 20% иракских ракет, а по оценкам Контрольной Палаты Администрации США\Government Accountability Office - 9%. Не принесли особого успеха и превентивные меры, предпринятые противниками Ирака. Военно-воздушные силы антииракской коалиции совершили более 2.4 тыс. вылетов, задачей которых было обнаружить и уничтожить сами ракеты и их пусковые установки. Лишь в 42 случаях летчики обнаруживали цели, похожие на искомые. Однако за все время войны так и не было уничтожено ни одной иракской ракеты или пусковой установки. Также малоэффективными оказались и действия спецподразделений, действовавших в иракском тылу. Они смогли засечь лишь 8 запусков «Скадов» - когда по этим точкам наносился удар, иракские ракетчики уже были в безопасности.
Однако и ракетные атаки большей частью оказались безрезультатными. Две трети «Скадов», упавших на территорию Израиля, поразили пустыню и пустыри. В результате ракетных атак, Израиль потерял двух человек убитыми и 11 тяжелоранеными. Иракские ракетчики достигли результата лишь однажды - в 1991 году «Скад» попал в американскую казарму, расположенную далеко от линии фронта (в кувейтском городе Дхаран). В результате, погибли 28 американских военнослужащих, 197 получили ранения. Тогда компьютер батареи Patriot дал сбой.
Последняя война с Ираком (2003 год) дала несколько иные результаты. Ирак запустил в общей сложности 9 «Скадов», все они были сбиты. Однако, когда Ирак атаковал войска коалиции достаточно примитивными крылатыми ракетами собственного производства, ситуация изменилась. Сами ракеты не нанесли практически никакого ущерба, однако пытавшиеся их перехватить комплексы Patriot, сбили два своих самолета.
В докладе «Меры Противодействия»\Countermeasures (посвящен ракетной угрозе), подготовленном Союзом Обеспокоенных Ученых\Union of Concerned Scientists и Массачусетским Технологическим Институтом\MIT, делается следующий вывод: «Использование баллистических ракет оказалось менее эффективным, чем использование террористов-самоубийц, которые способны нанести удар со значительно большей точностью».
В 2007 году был опубликован доклад Независимой Рабочей Группы\Independent Working Group (объединяет экспертов по противоракетным технологиям), которая призвала к полномасштабному наращиванию противоракетного зонтика. Группа признала, что имеющиеся возможности НПРО неадекватны, и усилия должны прилагаться на создание новых перехватчиков, базирующихся в море и космосе.
Затраты США на создание Национальной Системы Противоракетной Обороны постоянно растут. Военное Агентство Противоракетной Обороны\Missile Defense Agency (которое реализует программу создания Национальной Противоракетной Обороны США) запросило $10.85 млрд. финансирования на 2008 год. Для сравнения, в 2007 году оно израсходовало $9.3 млрд., в 2006 году - $7.8 млрд., в 2005 году - $7.6 млрд., в 2004 году - $7.7 млрд., в 2003 году - чуть более $7 млрд.
Washprofile