Не секрет, что группа «Приват» давно «положила глаз» на НЗФ. Тем более, если бы никопольское предприятие вошло в орбиту ее влияния, то ФПГ монополизировала бы отечественный рынок ферросплавов. Однако, в мае 2003 г. ФГИ продал консорциуму «Приднепровье», 25% акций НЗФ за 205 млн. грн., в августе 2003 г. - еще 25%+1 акция завода за 205,5 млн. грн. Напомним, что «Приднепровье» контролируется корпорацией «Интерпайп», основателем которой является нардеп Виктор Пинчук, зять экс-президента Леонида Кучмы.
Стоит также напомнить, что конфликт днепропетровских групп заключается в том, что к участию в конкурсе по продаже 25% НЗФ не были допущены ПриватБанк, Стахановский и Запорожский заводы ферросплавов, компания «Проминмет» и Орджоникидзевский горно-обогатительный комбинат. Т.е. те структуры, который входят в орбиту «Привата». Причем, по словам ее представителей, группа предлагала за этот пакет 500 млн. грн.
Точкой отсчета майского противостояния можно считать утро 5 мая, когда председатель правления НЗФ Владимир Куцин заявил, что опасается силового захвата предприятия, связывая его возможность «с инициированным миноритарным акционером собранием акционеров, намеченным на 5 мая в Орджоникидзе параллельно с собранием акционеров, назначенным на этот же день самим предприятием в Никополе».
В свете конфликта с «Приватом», а также реприватизационных намерений новой власти, для руководства НЗФ было крайне нежелательно проведение второго собрания акционеров (в Орджоникидзе) с привлечением старого реестра акционеров, где 50%+1 акция принадлежали ФГИ. В связи с этим, представители НЗФ и «Интерпайпа» перешли в атаку. Так, первый заместитель председателя правления «Интерпайпа» Максим Басов предположил, что это собрание инициировано группой Приватбанка, под контролем которой находится около 27% акций, и оно может быть частью плана получения контроля над НЗФ.
По его словам, единственной гипотетической возможностью провести собрание в Орджоникидзе для группы Приватбанка является участие в нем ФГИ и регистрация его как владельца 50%+1 акция НЗФ (были проданы «Приднепровью») в соответствии с данными из реестра акционеров НЗФ, который вела до 2003 г. компания «Славутич-регистратор».
Кроме того, председатель профсоюзного комитета НЗФ Юрий Логвинов заявил о планах группы «Приват» захватить завод с участием работников Орджоникидзевского и Марганецкого горно-обогатительных комбинатов. Причем он уточнил даже точное время - силовой захват НЗФ был запланирован на 13:00 5 мая.
Однако, никакой попытки захвата, которого так опасался «Интерпайп», не произошло. Работники завода на площади города митинговали, Виктор Пинчук выступил перед ними с речью, в которой обещал переговорить об этой проблеме с руководителями страны, был организован концерт в поддержку морального духа митингующих.
Тем временем, 5 мая начали регистрировать акционеров как в Никополе, так и в Орджоникидзе. И если первое собрание состоялось, и на нем был принят ряд решений о перестановках в руководящих органах НЗФ (переизбрание В.Куцина председателем правления, назначения бывшего министра промполитики Александра Неустроева главой наблюдательного совета и т.д.), то второе так и не началось, поскольку на нем не регистрировался представитель ФГИ, как владелец 50%+1 акция НЗФ, как того хотела группа «Приват».
Примечательно, что обе ФПГ имели на руках взаимоисключающие решения судов, на основании которых запрещалось проведение обоих собраний акционеров.
Также очевидно, что днепропетровские группы пытались оказывать давление на ФГИ с целью принятия «нужного» для каждой стороны решения. Однако, принципиальная в вопросах прав собственности Валентина Семенюк так внятно и не озвучила свою позицию по данной проблеме, ограничившись заявлением, что «какие-либо попытки давления на Фонд со стороны некоторых финансовых групп с целью принятия тех или иных выгодных им решений, не будут иметь никакого результата. Фонд будет действовать исключительно в законном русле и в пределах своей компетенции».
Глава ФГИ также напомнила, что сейчас на рассмотрении суда находится ее иск о незаконности приватизации 50%+1 акция НЗФ. А чуть позже объявила, что оба собрания оказались незаконными: в Орджоникидзе из-за запрета судов и отсутствия подтверждения наличия госпакета акций, а в Никополе – по причине недопуска представителей ГКЦБФР и испвласти.
Очевидно, что кроме открытых форм противостояния велась также и закулисная борьба. Например, ходили упорные слухи, что В.Пинчук встречался с премьер-министром Юлией Тимошенко. Кроме того, трудовой коллектив призывал В.Семенюк приехать в Никополь, обращался к президенту страны поспособствовать разрешению конфликта, а также поспособствовать реприватизации Стахановского и Запорожского ферросплавных заводов, входящих в орбиту «Привата», как убыточных. Таким образом, нагнеталось состояние народного возмущения и угрозы перенесения митинга никопольчан в Киев.
Судя по всему, сильный общественный резонанс вокруг конфликта по-видимому стал сюрпризом для группы «Приват». Очевидно, что «Интерпайп» избрал агрессивную тактику защиты своего предприятия. В то же время созыв собрания в Орджоникидзе продемонстрировал серьезность намерений группы «Приват» давить на НЗФ. Пока что можно констатировать, что все эти события – рецидив старого конфликта, принявшего более обостренную форму. Однако, до развязки этого «гордиевого узла» далеко.
Стоит заметить, что безрезультатность противостояния стала возможным «благодаря» отсутствию у исполнительной власти своей позиции в вопросе по НЗФ, а также целостной политики в отношении прав собственности. Тем более, что самом Кабмине существуют разные позиции по этому вопросу. Так, В.Семенюк заявила, что не будет вмешиваться в конфликт, а первый вице-премьер Анатолий Кинах констатировал, что передела собственности не будет, тогда как сама премьер Ю.Тимошенко считает, что контрольный пакет акций НЗФ должен принадлежать государству.
В целом, официальную политику премьера в этом вопросе можно охарактеризовать, как «невмешательство» в разборки ФПГ, а пересмотр прав собственности будет проходить строго в соответствии с судебными нормами. Однако, Ю.Тимошенко подчеркнула, что документов достаточно, чтобы вернуть НЗФ в госсобственность. Таким образом, можно предположить, что конфликт будет исчерпан лишь после того, как власть четко определится со своей позицией. А пока группы будут использовать различные методы защиты и атак друг на друга, а также давления на правительственные структуры, в том числе региональные.
Источник ugmk.info