Как показывает политическая история ближайших стран, если тот или иной проект законодательного акта изначально подстраивается под определенную политическую ситуацию, это плохо заканчивается для самого законопроекта. В будущем его будут критиковать и изменять. Именно поэтому закон об оппозиции в Украине получил «травму» уже при рождении. Такое мнение высказал сегодня в ходе пресс-конференции, посвященной перспективам и целесообразности принятия Закона об оппозиционной деятельности политолог Владимир Небоженко.
Эксперт считает, что закон о Кабмине, закон об императивном мандате и закон об оппозиции находятся в остром конфликте между собой. «Почему не подумали их авторы, а как все это будет работать одновременно?» - спросил В. Небоженко. По его мнению, на востоке, где власть у Партии регионов, закон будет мощной силой, а на западе, где в оппозиции находится как раз Партия регионов, этот закон будет мешать работе местной и центральных властей.
В то же время политолог уверен, что в условиях переходного периода Украины от «устойчивой президентской модели к устойчивой парламентской» в течение 5-6 лет, такой закон необходим, даже учитывая его «слабое содержание» и «циничные расклады у него внутри». По его мнению, наличие закона об оппозиции позволит нейтрализовать «эффект Северодонецка», то есть сепаратизма, прежде всего, со стороны восточных регионов, а также проявлений экстремизма со стороны оппозиции. «У нас сейчас очень сильно развиты не идеологические, а харизматические факторы политики, что говорит о том, что если оппозиция не будет иметь более или менее нормального нормативного представительства в центральной власти, то это заставит ее выводить людей на улицы и заниматься экстремизмом», - говорит политолог. Кроме этого, закон об оппозиции около 25% всей ответственности передаст оппозиции, хочет она этого или нет.
Со своим коллегой согласен и политолог Алексей Гарань. Он тоже склонен верить в необходимость принятия закона об оппозиции, правда, по его мнению, он содержит в себе ряд положений, противоречащих демократическим принципам. Например, это статья закона, которая предусматривает организацию работы всей оппозиции большинством оппозиции, в то время как меньшинство таких прав не имеет. Кроме этого, политолог высказал опасение, что одновременное действие в силу законов об оппозиции, Кабинете Министров и императивном мандате может привести к тому, что в Украине оппозиция превратится в «оппозицию Его величества Премьер-министра».
Тем не менее, он считает, что «права парламентской оппозиции в настоящий момент отображены и защищены только в Регламенте Верховной Рады Украины. А, как известно, одним из минусов нынешней Конституции является то, что Регламент не имеет статуса Закона Украины. Таким образом, Регламент может быть в любую минуту изменен в угоду интересам парламентского большинства. С Законом это будет сделать гораздо сложнее",- сказал политолог.
Целесообразность закона об оппозиции поддерживает и Владимир Полохало. Он считает, что к его принятию подталкивает политиков сегодняшняя «острая конкуренция» в политической среде. И это, по мнению политолога, положительный момент, так как он позволит сменить ориентацию регуляторов властных отношений с кулуарных и теневых договоренностей на конкурентную среду.
Кроме этого, политолог сегодня считает ярким, полнокровным, и последовательным представителем авторитарного режима, Партию регионов, поэтому закон об оппозиции необходим, как он отметил, как «намордник левиафана для авторитаризма». Более этого, он утверждает, что разногласия в антикризисной коалиции относительно закона об оппозиции дают дополнительные аргументы в пользу того, что этот закон будет принят. «Лучше плохие правила игры, чем никаких», – отметил В. Полохало.
Елена Петрив
E-NEWS