За множеством обвинений БЮТ в предательстве, ударе в спину демократии, помощи олигархическим кланам в узурпации власти в государстве, представители «Нашей Украины» кажется забыли, что не так давно сами намеревались войти в союз с ненавистной им Партией регионов, войдя, таким образом, в большинство и приняв участие в формировании правительства.
Тогда, в августе-сентябре 2006 г., угроза вылета из антикризисной коалиции нависла над Коммунистической партией, однако несговорчивость «Нашей Украины» привела к переходу пропрезидентской силы в оппозицию, а коммунисты заняли довольно уверенное положение в парламентском большинстве. Теперь же, когда налицо сближение БЮТ и Партии регионов, над КПУ вновь нависла угроза, суть которой в возможном переформатирования коалиции, которая, кстати, может затронуть и фракцию СПУ.
Руководство Партии регионов осознавало, что единственной силой, которая может дать голоса для преодоления президентского вето и на закон о моратории на продажу сельскохозяйственных земель, и на закон о Кабмине, является БЮТ. И все, что могла предложить этой политической силе антикризисная коалиция в ходе последних заседаний второй сессии Верховной Рады пятого созыва, - законы об императивном мандате и об оппозиции. Но, поддержав парламентское большинство в ходе голосования за преодоление вето главы государства, БЮТ добился не только принятия необходимых ему законов.
В первую очередь соратники Юлии Тимошенко, продемонстрировали свою важность для решения действительно важных государственных вопросов. Своими действиями БЮТ заявил, что и в дальнейшем Партии регионов без него не обойтись, и придется искать взаимные точки соприкосновения. Но кроме этого, Юлия Тимошенко и ее политическая сила подчеркнула неспособность фракций СПУ и КПУ кардинальным образом повлиять на решение злободневных вопросов. При этом, если Соцпартия имеет достаточно рычагов влияния через свои министерства и ФГИ, то у КПУ такая возможность практически отсутствует.
Пойдя на договоренности с БЮТ, Партия регионов поставила себя перед сложным выбором. С одной стороны, углубление сотрудничества со второй по численности фракции парламента позволит создать настоящее большинство, способное преодолеть любое вето президента. При этом, держать у своего крыла малочисленных коммунистов и социалистов, которые также отстаивают свои интересы, становится попросту невыгодным. С другой стороны, регионалы серьезно рискуют, подпустив к власти столь непредсказуемую политическую силу, как БЮТ. Ведь в случае переформатирования коалиции, и вхождения БЮТ в большинство, эта политическая сила потребует должностей и в Кабмине, и в других государственных органах. Да и контролировать более слабых политических сателлитов гораздо легче.
Впрочем, если претензии СПУ и КПУ на решение важных для этих сил вопросов будут достаточно умеренны, то их нахождению в антикризисной коалиции ничто не угрожает. Более того, для Ю.Тимошенко, которая намного увереннее чувствует себя в роли главного оппозиционера, чем представителя власти, гораздо выгоднее будет периодически идти на торги с Партией регионов, чем брать на себя ответственность за социально-экономическую ситуацию в стране. Так что, БЮТ поставила себя в такое положение, когда и Президент, и парламентское большинство вынуждены будут соглашаться на условия Юлии Тимошенко. Тем самым, оставаясь в оппозиции, БЮТ сможет оказывать огромное влияние на происходящие в государстве процессы, добиваясь намного большего, чем находящиеся в большинстве Коммунистическая и Социалистическая партии.
Сергей Днепровский
E-NEWS