Газовые перипетии стали в последние несколько месяцев топ-темой для украинских СМИ, аналитиков и обывателей. И чем ближе серьезные заморозки, тем большее внимание уделяется газовой и тарифной политике в нашей стране
Сегодня Украина думает о том, как бы нарастить добычу собственного газа еще на пять-семь миллиардов кубометров, чтобы полностью обеспечить потребности населения. Такие заявления странно слышать в государстве, где «в небо» улетает тепло стоимостью в миллиарды гривен каждый год из-за бесхозяйственности и безответственности работников топливно-энергетического, жилищно-коммунального комплексов и администраций.
Увеличивать добычу собственного газа, конечно, надо. Но приоритетным должно быть не слово «наращивать», а слово «экономить». Именно коммунальное хозяйство обладает самыми большими резервами энергосбережения. Парадокс, но именно оно эти возможности, в большинстве случаев, игнорирует. В то время, когда пенсионеры лишний раз не включат в квартире свет, чтоб не набежало непосильных для оплаты киловатт, госструктурами расточаются миллиарды.
Понятно, что крупные и успешные предприятия, а также граждане с доходом выше среднего вполне могут позволить себе платить за энергию дороже. Но подорожание касается всех, и в первую очередь высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы и услуги ЖКХ станут бичом для тех, кто и до повышения цен едва сводил концы с концами. Ни для кого не секрет, что большинство украинцев живет сегодня на пороге бедности. Новая волна коммунальных поборов на фоне низких заработных плат и пенсий станет для большинства гибельным цунами.
Предприятия задумываются о поиске энергосберегающих технологий и поиске финансирования этих проектов. А пока в Украине за потери тепла, возникшие по причине некачественной теплоизоляции труб, нерациональной организации системы центрального отопления жилого сектора, из-за эксплуатации аварийной техники и оборудования, платят потребители. Хотя, на самом деле, эти расходы должны брать на себя различные «…коммунэнерго» и «…теплокоммунсервисы». Но последние, понятное дело, в изменении существующего механизма оплаты не заинтересованы. Платить за свои ошибки, некомпетентность и невыполненный запланированный объем режимно-наладочных, ремонтных и прочих работ им весьма и весьма невыгодно. А ведь только за этот год наша область имеет свыше 30 миллионов гривен убытка благодаря нарушениям норм и порядка эксплуатации отопительных систем.
Несмотря на заявления луганской власти о том, что регион и областной центр готовы к новому отопительному сезону, реальная картина богата красноречивыми доказательствами того, что большинство предприятий топливно-энергетического комплекса, коммунального хозяйства и бюджетной сферы к работе в осенне-зимний период не готовы.
Взять хотя бы тот же Алчевск, который после знаменитых зимних заморозков оказался в центре пристального внимания политиков, управленцев и журналистов. Котельные города и в этом отопительном сезоне будут продолжать эксплуатировать аварийноопасное оборудование, часть из которого уже давно требует капитального ремонта. Этой зимой обещали городу, что будет введена в работу новая котельная, но ее так и не достроили. К середине октября в Алчевске заменили только половину тепломагистралей. Свыше трех километров труб, потенциально готовых к аварии в любой момент, будут использоваться в новом отопительном сезоне. А в жилом фонде только десятую часть откровенного металлолома в распределительных сетях заменили нормальными трубами. Добавьте сюда отсутствие изоляции в 50% теплотрассы и 25−милиметровую накипь, которая дает колоссальные теплопотери (10 мм накипи «съедают» до 20 % общего количества тепла).
При этом, счет конечному потребителю (т.е. нам с вами) будет выставлен согласно тем затратам энергоносителей, которые стоят на исходном счетчике. Грубо говоря, поставщиков газа в Украину не интересует, куда его использовали: на обогрев квартир, школ и больниц или на то, чтобы нагреть синее украинское небо и темные, затопленные водой, подвалы домов и предприятий. За теплоносители необходимо рассчитываться, и платить вовремя.
Возникает вопрос, почему страна, в которой большая часть населения и промышленников пострадает от любого повышения тарифов на электроэнергию, воду и газ, не занимается вопросом устранения вышеперечисленных проблем, характерных для каждого населенного пункта. Ответ в том, что большинство теплообеспечивающих предприятий умело маскируют эти потери, и компенсировать их приходится потребителю. А уж ему можно рассказать, что тарифы поднялись только потому, что непосредственно выросла цена на энергоноситель. В Украине практически не ведется учет выработанной и отпущенной потребителям тепловой энергии. Все потери пересчитываются в выработанную тепловую энергию. А в котельных либо под различными предлогами не ставят, либо умышлено выводят из строя приборы ее учета. Намного выгоднее расчет делать по усредненным нормам, которые позволяют скрыть потери.
Только городу Брянке отсутствие автоматики регулирования горения на котлах выльется в полумиллионный убыток. Кроме того, идет постоянное образование накипи. Трубы и котлы обрастают кальциевыми отложениями, поглощающими тепло, из-за того, что вода не проходит соответствующей предварительной обработки, а отопительные магистрали и распределительные сети – качественной промывки. Теплофикационные камеры разрушены, заполнены мусором, землей, на чердаках километры труб греют воздух, потому что их изоляция либо вообще не проводилась, либо износилась.
Согласно существующим стандартам, эффективность изоляции из минеральной ваты (наиболее у нас популярной) за два года снижается вдвое, иногда вчетверо. А у нас по шесть-семь лет этот «гардероб» 99% труб не меняют, донашивая старые, прохудившиеся и истрепанные стекловатные «шубы». В Красном Луче недостаточная изоляция повлечет за собой убытки почти в 100 тысяч гривен, а воды сверх нормы здесь утекло на сумму почти в полтора миллиона. Эти потери стараются скрывать выводом из строя приборов учета подпиточной воды, которые сейчас отсутствуют на 65% котельных области. Общая аварийность Краснолучских теплосетей и предприятий грозит убытком в 3 с лишним миллиона гривен. А что говорить про формат всего региона, всей страны?
Не проводится профилактика, не выполняются своевременные испытания на гидравлические потери, ремонт и замена устаревших моделей котлов. Европа переходит на экономные электрические лампочки, чтобы сократить расход энергии, а мы позволяем себе иметь котлы с низким КПД и «кормить» их за счет народных денег. А все шероховатости в отчетах сглаживаются «корректирующими коэффициентами». К примеру, в Кировске, общие потери тепла в этом году превысят 22 тысячи Гкал. Это более 3 миллионов гривен. А из-за невыполненных ремонтных работ в этом населенном пункте вообще без тепла останутся 90 тыс. м² жилых площадей. Свыше двух тысяч квартир в Рубежном этой зимой так и не получат качественного отопления. И это только эпизодические иллюстрации к теме «Отопительный сезон 2006−2007».
С учетом всех этих проблем, эксперты прогнозируют, что общие потери газа в этом году в теплоэнергетике составят свыше 200 млн. м³ стоимостью почти 140 млн. грн.
Необходимо решать эти проблемы. И не так, как это пытаются сделать сейчас: повышая цены или запрещая устанавливать в квартирах автономное отопление. Что касается последнего, то таким образом якобы пытаются спасти централизованную систему отопления. На самом деле, это очередной раз доказывает то, что о народе и его проблемах правительство думать не собирается. Автономное отопление – единственный выход из сложившейся ситуации для людей, измученных многолетним холодом в квартирах. А теперь и это запретят!
Сегодня коммунальщики находят средства, чтобы покрыть перерасход газа в 20%, берут кредиты, закладывают свое и коммунальное имущество, с остервенением накручивают цены, чтобы расплатиться с «Нефтегазом». А на энергосберегающие технологии, их внедрение, на элементарный ремонт котельных, теплосетей деньги никто не ищет. Почему? Вот она – абсурдность энергетической политики. Ведь устаревшее оборудование, неизолированные трубы завтра вгонят нас в еще большие долги. А любая энергосберегающая технология и техника уже через короткое время окупается, позволяет экономить огромные средства. А у нас финансируют газовиков, которым выгодно продать побольше, еще и банкиры снимают свой процент с каждого кредита. Денег с народа требуют все больше, а положение в отрасли не улучшается и в том, куда уходят эти деньги, никто перед населением отчитываться не собирается.
Теплокоммунэнерго морально разлагает еще и система субсидирования, которая существует в нашей стране. Откуда появятся у коммунальщика стимулы экономить, если не зависимо от того, даст он тепло или нет, сумму субсидии он от государства получит. Это выбрасывание денег в прорву!
Субсидия должна носить иной характер. Необходимо, чтобы выделенные по субсидии средства могли экономить сами граждане, эти деньги должны оставаться у них на счету. А сегодня в том, чтобы экономить, не заинтересованы ни получатели субсидий, ни ЖКХ. Последние этими деньгами покрывают результаты собственной безалаберности. Конечно, при такой расстановке акцентов коммунальщики успокаивают потребителей: больше будет субсидий. Вот только кто от этого выиграет? Вроде бы все будут довольны, но держава снова и снова будет терпеть убытки.
Нужно чтобы пришло понимание того, что альтернативы экономии ресурсов сегодня просто нет. Необходимо именно в этом находить решение. А для этого нужна политическая воля! Шаг за шагом улучшать ситуацию в энергетической и жилищно-коммунальной сфере. Путем обязательного учета использования газа, организации обязательных режимно-наладочных работ перед эксплуатацией котлов, инвестиций в замену устаревших и энергоемких котлов и оборудования на современную технику с высоким КПД. Иначе народ снова и снова будет вынужден платить по непомерно высоким ценам за дыры в трубах и свист в котлах…
Но в первую очередь, должно измениться отношение самих коммунальщиков и властей к проблеме энергосбережения. Пора подумать о том, чтобы каждый платил за свои ошибки и просчеты. А для этого достаточно иметь сильную политическую волю, готовность к ответственности и желание поставить все и всех на место. Тогда будет и «управдом – друг человека», и страна решит одну из самых острых проблем, и ценить тепло в своем и чужом доме научимся.
Кстати, многие предприятия жестокая действительность уже заставила задуматься над тем, что пора-таки тратить деньги на то, чтобы в последствии их сэкономить. Благоприятная конъюнктура на основные экспортные товары Украины – сталь и минеральные удобрения – в последние три года позволяла пренебрегать ценой газа.
Но буквально в последние месяцы ситуация кардинально изменилась. Уже в начале осени стало понятно, что импортируемый в Украину природный газ будет стоить не меньше 130 долларов за тысячу кубометров, а теперь пришло понимание, что внутри страны промышленникам он обойдется не дешевле 165 долларов. Новая цена заставила всерьез задуматься о своем будущем представителей самого уязвимого звена – владельцев химических заводов. Работать с прибылью они могут даже при новой цене газа. Но так будет продолжаться только до тех пор, пока мировые цены на аммиак, повинуясь законам цикличности, вновь не упадут.
Кроме того, никто не гарантировал стабильности нынешних цен на газ – они могут вырасти еще, ведь всем нашим соседям голубое топливо обходится гораздо дороже. Чем выше будет цена газа, тем больше категорий его потребителей окажутся в ситуации, аналогичной той, в которую попали химзаводы. Тем большее количество предприятий задумается о необходимости внедрения энергосберегающих технологий и поиске источников финансирования этих дорогостоящих проектов.
Виталий Курило
Всеукраїнська експертна мережа