• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • MNP: как это будет по-украински
    Опубликовано: 2006-11-16 12:34:11

    Введение в обиход практики т.н. переносимости мобильных номеров (MNP – Mobile Number Portability) станет важной вехой в развитии мобильной связи в Украине. Подобной вехой в 2003 году стало введение принципа «платит звонящий», а в 2006 году, увы, так и не стала отмена пресловутой «платы за соединение».

     

    Уходящий год так и не стал годом «Великого Перелома» на рынке мобильной связи. Несмотря на декларации операторов о наличии жестокой конкуренции, расстановка сил на не претерпела существенных изменений. Две компании – УМС и Киевстар, - по-прежнему доминируют с более чем 95%-ой долей. ТМ Life:), несмотря на выдающиеся, без преувеличения, усилия, так и не смогла отобрать у старожилов и 3-ех процентов. Не помогла даже беспрецедентная акция, в рамках которой всего за 35 гривен каждый желающий мог скачать гигабайт (!!!) данных. «Украинские Радиосистемы» (ТМ «Билайн»), «Golden Telecom GSM» и операторы CDMA-сетей разделили между собой оставшиеся крохи.

     

    Стоит заметить, что под «рыночной долей» в данном случае понимается доля оператора в доходах данного рынка, а не в поголовье условно-виртуальных «абонентов мобильной связи», которые, при ближайшем рассмотрении оказываются всего лишь SIM-картами.

     

    Мало того, доминирующие операторы продолжают радовать своих акционеров феноменально высокой – выше 20% – маржой чистой прибыли. А у Киевстар этот показатель во втором квартале 2006 года достиг 30%! Стоит заметить, что подобная прибыльность совершенно нехарактерна для рынков товаров и услуг массового спроса с высоким уровнем конкуренции.

     

    Причины такой ситуации давно и хорошо известны. Рынок мобильной связи по самой своей природе характеризуется наличием ряда факторов, которые ограничивают конкуренцию. Во-первых, ограничено возможное количество участников рынка. Радиоэфир не резиновый и частот на всех не хватает. Так что в силу сугубо технических ограничений на рынке может быть не более трех общенациональных и одного-двух локальных GSM-операторов.

     

    Другим серьезным препятствием стали тарифы на передачу («терминацию» или «приземление» на профессиональном жаргоне) вызова от абонента одной мобильной сети в другую. УМС и Киевстар установили эти тарифы на уровне около 50 копеек. В результате другие участники рынка могут предложить своим абонентам действительно привлекательные – на уровне 0-10 копеек за минуту, – тарифы только для звонков внутри своей собственной сети.

     

    Наконец, для очень многих абонентов, особенно бизнес-пользователей, телефонный номер является ценным активом. Его смена означает болезненный и трудоемкий процесс утери и восстановления завязанных на этот номер контактов. По сути, люди становятся заложниками своих номеров, так же как и кредитных карт, банковских кредитов и многого другого…

     

    В общем, УМС и Киевстар в полной мере используют фору, которую они получили благодаря более раннему появлению на рынке. С помощью нехитрых приемов они удерживают от миграции в сети новичков львиную долю своих абонентов.

     

    Мировая практика дает нам не только многочисленные примеры подобного монополизма, но и пути его преодоления. Одним из наиболее эффективных является так называемая переносимость мобильного номера. Суть ее состоит в том, что пользователи мобильной связи получают возможность оставлять за собой номер телефона при смене оператора сети. Фактически, речь идет о том, что телефонный номер, как и адрес электронной почты или номер ICQ, является уникальным персональным идентификатором, на который должно распространяться право собственности.

     

    На сегодняшний день MNP рассматривается как ключевой элемент эффективного регулирования рынка мобильной связи в абсолютном большинстве промышленно развитых стран. Еще в 1999 году этот принцип первыми в Европе ввели у себя Великобритания и Голландия. Сингапур и Гонконг стали первопроходцами в Азии. С ноября 2003 года MNP доступна для абонентов сотовых сетей США. В уже в 2002 году своей директивой «Об универсальных услугах» Европейский Союз обязал своих участников ввести MNP. 

     

    Приятно, что и Украина не осталась в стороне от общемирового тренда. Зарегистрированный в конце лета законопроект №2047 предусматривает внедрение у нас практики переносимости. Доминирующие операторы без энтузиазма восприняли перспективу «поделиться» своими абонентами с другими участниками рынка. Стоит заметить, что рассуждения о «неготовности рынка» очень напоминают их аргументы против введения принципа «платит вызывающая сторона» осенью 2003 года. Среди прочего приводятся ссылки на зарубежный опыт, который, якобы, свидетельствует о незначительном спросе со стороны пользователей на такую услугу.

     

    Попробуем оценить обоснованность этой точки зрения, основываясь на опыте внедрения MNP в Японии, где этот принцип введен в действие совсем недавно – в конце октября 2006 года.

     

    Япония демонстрирует весьма высокий уровень реального (по количеству жителей, пользующихся услугами) проникновения услуг мобильной связи, который в июле 2006 достиг 76% от численности населения. До последнего времени рынок объемом в 79 млрд. USD делят три оператора. Пионер мобильной связи NTT DoCoMo уверенно лидирует с 51 миллионом пользователей. Торговая марка Au компании KDDI привлекла 25 миллионов абонентов. SoftBank Mobile, который приобрел сеть у Vodafoneв марте 2006 года за 17.7 млрд. USD, является аутсайдером рынка с 15-ю миллионами приверженцев.

     

    С самого начала развития рынка японские операторы мобильной связи ухитрялись избегать непосредственной конкуренции. Во-первых, каждый из трех операторов использует принципиально несовместимые сетевые технологии. Это делает невозможным использование телефонов за пределами родной сети. Во-вторых, операторские субсидии на популярные в стране суперфункциональные терминалы достигают 300-500 USD их стоимости, что вынуждает пользователей подписывать долгосрочные контракты. В-третьих, в доменном имени оператора регистрируются адреса мобильной электронной почты. Она традиционно заменяет японцам SMS и считается даже более важным средством персональной коммуникации, нежели голосовые звонки.

     

    Такой высокий уровень зависимости абонентов от операторов приводит к закономерным результатам. Несмотря на то, что средний доход с абонента превышает 70 USD, качество мобильной связи в Японии называют одним из худших, а цены - едва ли не самыми высокими среди развитых стран. При этом отток абонентов (CHURN) в Японии до последнего времени являлся весьма низким – на уровне 1-2%.

     

    Такая ситуация вызывала все большее раздражение у потребителей. Отзываясь на требования времени, Министерство связи и коммуникаций Японии разработало «Программу стимулирования конкуренции до 2010 года». В ней был предусмотрен целый ряд эффективных шагов, направленных на преодоление сложившейся ситуации. Среди прочего, значилось и введение MNP.

     

    Инициатива государства стала причиной серьезного беспокойства для участников рынка. Еще больше их заставили волноваться намерения аутсайдера рынка – компании SoftBank Mobile, - развязать то, что по японским меркам выглядело как настоящая ценовая война и беззастенчивое переманивание абонентов.

     

    Среди прочего, компания пообещала тарифные планы, которые предусматривали бесплатное общение внутри сети. Стоит еще раз обратить внимание, что речь идет о 2006 годе! Причина агрессивности компании лежала на поверхности. Если только 8% абонентов KDDI и 19% пользователей услуг NTT DoCoMo выражали готовность сменить оператора, то у SoftBank Mobile доля нелояльных клиентов достигала 25%.

     

    KDDI и NTT DoCoMo не замедлили высказаться в том духе, что SoftBank может потерять больше, нежели выиграть. В течении нескольких месяцев, предшествовавших внедрению MNP в жизнь, операторы наперегонки сообщали о все новых инициативах для горячо любимых абонентов.

     

    Ценовая война, развязанная операторами, привела к значительному падению их акции на фондовой бирже. SoftBank Mobile потеряли 1.1%, NTT DoCoMo – 2.1%, KDDI – 7.1%. Аналитики единодушны в том, что прибыли и стоимость акций компаний под серьезной угрозой.

     

    Во вторник, 24 октября 2006 года, на всей территории Японии вступил в действие принцип переносимости мобильного номера. Уже в первый день новую возможность использовали почти 200 тысяч абонентов. Сеть инициатора ценовых войн - SoftBank Mobile, - рухнула под напором абонентов, желающих поменять поставщика услуг.

     

    По оценкам местных наблюдателей, за последние три месяца японские операторы мобильной связи сделали для своих абонентов больше, чем за предыдущие два или три года. В целом можно констатировать, что практика сохранения номера позволила реализовать ожидания регулятора – создать стимул для ценовой конкуренции и снижения тарифов на услуги связи.

     

    А теперь вернемся к родным пенатам.

     

    С весьма высокой долей вероятности можно предполагать, что еще до конца текущей парламентской сессии законопроект №2047 будет принят. Основание для такой уверенности дает наличие влиятельного лобби тех участников рынка, которые рассчитывают выиграть в новых условиях.

     

    Речь, конечно же, идет, в первую очередь, об Астелите и Украинских Радиосистемах. За истекший год компании построили сети, которые с небольшими натяжками уже можно назвать общенациональными. Их тарифы, безусловно, превосходят предложения УМС и Киевстар. Осталось максимально упростить для желающих процесс смены поставщика услуг связи – и миграция пользователей в сети «новичков» может увеличиться во много раз.

     

    Если же говорить о тех, кому новый порядок пойдет на пользу, то это пользователи т.н. «безлимитных» пакетов. К их услугам будут предложения сразу пяти операторов! Есть где разгуляться. В средствах данная категория абонентов практически не ограничена, поэтому плата за смену оператора едва ли станет препятствием для ее регулярного осуществления.

     

    Именно за контрактников и, особенно, корпоративщиков, развернется самая жестокая борьба. Можно ожидать, что операторы, наконец-то прекратят фактическую дискриминацию пользователей контрактных подключений, и именно им будут предлагать наиболее низкие тарифы. В настоящее время имеет место обратный перекос: пользуясь зависимостью от номера, операторы делают акцент на привлечении и удержании пользователей предоплаченных услуг.

     

    В целом можно с уверенностью предсказать, что от внедрения MNP выиграют все. Даже доминирующие операторы. Стимулирование реальной, а не показной конкуренции пойдет на пользу компаниям, создаст стимул для постоянного поиска новых подходов в борьбе за абонента. Украинский рынок мобильной связи еще на шаг приблизится к тому уровню развития, когда условия диктует покупатель услуг, а не продавец.

     

    Роман Химич, специально для proIT



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.