Культура в виде книжных магазинов и изобразительного искусства понемногу вытесняется из центра города в неизвестном направлении.
В начале декабря информагентства обнародовали неожиданную информацию. Неожиданной она выглядит потому, что тревогу забила вполне мирная и, в общем, не слишком публичная организация – издательство „Вища школа”, которое несколько десятилетий занимается изданием учебной литературы.
Оказывается, кто-то якобы специально загрязняет кабинеты работников химическими веществами. От этого состояние здоровья людей значительно ухудшилось. Исследования Института токсикологии обнаружили формальдегид, содержание которого превышало нормативы в несколько раз. Хотя представители санэпидемстанции и МЧС вредных веществ не нашли.
Исполняющая обязанности директора издательства Вера Вовк заявляет: „Против нас совершается спланированная акция. Нас травят извне химическими веществами. В загрязненных кабинетах давно не работают. Это делается для того, чтобы отобрать у нас здание в центре Киева. Выселить нас принудительно из помещения по улице Гоголевской, 7-г, которое мы занимаем вот уже 25 лет, на законных основаниях не вышло. Поэтому нам создают такие условия, при которых мы сами скоро готовы будем отсюда убежать”.
Не секрет, что это помещение находится в коммунальной собственности киевской власти и является памятником архитектуры – построено немногим более 100 лет назад. Ведь это не частная „лавочка”, которая может выселить арендатора из помещения, в один прекрасный день отказав ему в аренде.
В конфликте есть и другая сторона – часть помещения с недавних пор занимают несколько других структур. Приказ потесниться поступил из Госкомтелерадио Украины. Заместитель председателя этой организации Василий Шевченко уверяет: ничего криминального не происходит. Просто имеет место обычный конфликт между соседями и возникла типичная ситуация, когда одни мешают другим. В этом случае „Вища школа” решила, что остальные государственные организации, которые присоседились к ним, стали в этом помещении лишними.
Этот явно бытовой конфликт таким бы и остался, если бы буквально на следующий день после обнародования упомянутой выше информации в Интернет-издании «Украина криминальная» не появилось открытое письмо сотрудников „Вищої школи”. Факт сам по себе интересен: до сих пор ни одно книжное издательство, как государственное, так и частное (кроме издательства „Такі справи”, где в свое время печаталась оппозиционная литература) не попадало в сферу внимания специализированных криминальных СМИ.
„Мы с уверенностью можем сказать, что против издательства идет грубая кампания с целью выселить нас из собственного помещения, - написано в письме. - Пока что мы разделяем ситуацию на “юридические войны” по поводу здания и на химическое загрязнение помещений издательства “Вища школа”. Но не исключено, что следствие установит прямую связь между этими процессами. Поскольку довести нас до банкротства не удалось, началась акция, которая продолжается и поныне, направленная на смену балансодержателя здания. Приказом № 260 от 26.11.2001 г. Государственный комитет по информационной политике, телевидению и радиовещанию принял беспрецедентное решение: без нашего согласия было создано издательское объединение «Украина», в которое по Приказу должно было войти и наше издательство. Аргументы издательства «Вища школа» относительно неправомерности такого решения Комитет откровенно проигнорировал. После обращения издательства «Вища школа» в Кабинет Министров и иска против суда Комитет отменил свой приказ ”.
Более того: в письме сказано, что на сотрудников издательства действуют специальными приборами, которые дают сильное излучение и парализуют волю. Народный депутат Владимир Яворивский даже сделал запрос в СБУ, чтобы соответствующие органы проверили это. Одновременно сами потерпевшие неоднократно обращались в милицию и прокуратуру Шевченковского района с требованием возбудить уголовное дело по факту намеренного отравления. А пока закон не на их стороне издатели заявили: с 7 декабря они вынужденно прекращают работу, так как оставаться в кабинетах означает рисковать собственной жизнью.
Все это можно было бы списать на действительно личностный, производственный или бытовой конфликт, а подобные заявления – на эмоции, которые не подкрепляются реальными фактами. И 14 декабря в УНИАНе состоялась пресс-конференция, на которой присутствующие услышали: из помещения, расположенного на улице Воровского, выселяют редакцию детского журнала „Соняшник”. Издание негосударственное, здание, в котором редакция арендует помещения, так же принадлежит столичной коммунальной собственности. То есть распоряжается им Киевсовет.
Не объяснив причин, с „Соняшником” была разорвана аренда. Хотя, по словам редактора журнала Леси Ворониной, платежи ни разу не задерживались. Вместо детского издания помещение займет коммерческая структура под названием „Внешэкспобизнес”. Напомним: улица Воровского находится на пересечении с улицей Гоголевской, в центре Киева.
Леся Воронина рассказала журналистам, что продолжительное время хозяева дома не разрешали работникам и гостям „Соняшника” пользоваться туалетом. Таким образом, как говорит она, им пытались создать невозможные условия для работы. Согласитесь, это перекликается с заявлением Веры Вовк о намеренном отравлении химикатами. Правда, просто лишить государственную структуру, которой является „Вища школа”, правом пользоваться государственным помещением практически невозможно. Противозаконность действий арендатора Лесе Ворониной доказать будет значительно труднее: выставить за порог – его право, нравится это кому-то или нет. Вот только своим правом киевская власть воспользовалась не в пользу детского журнала, то есть – небольшим очагом культуры, который расположился в выгодном месте.
Во время пресс-конференции были названы все известные факты, на которые специально никогда не обращаешь внимания. Отдельно взятые, они не вызывают никаких эмоций. В наши непростые экономические и политические времена еще и не такое творится. Но вместе они выглядят чем-то вроде тенденции, причем – не такой уж безопасной и довольно показательной.
Судите сами: сначала, довольно уже давно, из Пассажа исчез большой специализированный детский книжный магазин „Знахідка”. С тех пор в этом помещении расположены коммерческие структуры. Не так давно на том же Крещатике закрылись еще два специализированных магазина, где продавалась печатная продукция: „Ноты” (теперь там магазин „Видиван”) и „Мистецтво” (там будет отделение банка). Весной этого года сотрудники единственного теперь на Крещатике книжного магазина „Знання” пикетировали вместе с другими Киевсовет – на их помещение тоже посягают коммерсанты. По слухам, над книжным магазином „Сяйво”, напротив Бессарабки, тоже висит дамоклов меч.
Недавно знакомый художник Александр Лидаговский пожаловался: ему по неизвестной причине отказали в аренде мастерской на улице Грушевского, рядом с Европейской площадью. Причем платил он регулярно и даже сделал ремонт. Когда копнули глубже, то выяснилось – под угрозой существования художественные мастерские и галереи на улице Костельной, прямо возле Майдана. Всеми этими помещениями распоряжается упомянутая уже столичная власть.
Конечно, разбирать юридические тонкости подобных отказов в аренде – дело компетентных людей. Однако тенденция очевидна: культура в виде книжных магазинов и изобразительного искусства понемногу вытесняется из центра города в неизвестном направлении. Правда, есть два небольших книжных магазина в подземном „Глобусе”, только цены там не для обычных киевлян и гостей столицы. Я не склонен искать во всем этом вселенский заговор, но, как ни крути, такой вывод напрашивается. Хотя логика простая: для чего держать в помещении неприбыльную организацию, когда туда можно пустить прибыльную и получать в казну города значительно больше денег.
Если эта тенденция рано или поздно перерастет в проблему и будет широко озвучена, она в свете предвыборных событий сразу же должна приобрести политическую окраску. Вполне возможно, что разные политические силы наперегонки начнут спасать культуру и завоюют таким образом симпатию определенного количества электората. Причем я уверен: политическую силу, которая придет на помощь, страждущие деятели культуры примут с радостью. Независимо от собственных политических убеждений.
Андрей Кокотюха, proUA