Любой медработник подтвердит – серьезные обострения хронических заболеваний происходят весной и осенью. Еще одним доказательством этой концепции является то, что происходило во второй половине ноября вокруг допуска иностранных банков и их филиалов в отечественную банковскую систему. Приступы идеосинкразии по отношению к своим зарубежным коллегам у отечественных банкиров случаются со стабильной амплитудой. Периодически в едином порыве с ними сливаются Нацбанк, Ассоциация украинских банков и народные избранники. Однако, иногда некоторые звенья из этой спаянной цепочки могут и выпадать. Имея на то веские причины. Но, обо всем по порядку.
Для начала 15 ноября комитет Верховной Рады по финансам и банковской деятельности кардинально переработал принятый летом в первом чтении законопроект, разрешающий иностранным банкам открывать свои филиалы в Украине, внеся ряд существенных ограничений. Принятый проект – жесткий барьер для иностранного банка, если он пожелает открыть в Украине свой филиал. В частности, депутаты внесли в проект закона норму, согласно которой разрешение на открытие филиалов иностранных банков вступит в силу лишь через пять лет после принятия Украины в ВТО.
В тексте законопроекта были учтены все пожелания банкиров, настаивавших на том, чтобы требования к иностранным филиалам были максимально жесткими. В новой версии законопроекта появилась норма, лоббируемая НБУ и АУБ, – запрет филиалам иностранных банков гарантировать сохранность вкладов по западным законам. Дело в том, что по правилам Евросоюза компенсация вкладов в случае банкротства составляет порядка 20 тысяч евро, в то время как в Украине – лишь 5 тысяч гривен.
Почему-то представители украинских банков считают это одним из самых сильных конкурентных преимуществ западных структур – даже подозрительно как-то. Вот интересно бы провести социологический опрос среди вкладчиков на тему, какую сумму в виде гарантии невозврата вклада им больше хотелось бы видеть – 20 тысяч евро или 5 тысяч гривен? Не знаю в чем причина моей уверенности, но думаю, что число проголосовавших за первую цифру будет не меньшим, нежели процент поддержавших Программу КПСС на XXV съезде партии. Кроме того, согласно новой версии законопроекта, иностранный банк, открывающий филиал, должен будет иметь уставный капитал не менее 500 миллиона евро и приписной капитал филиала банка в Украине (капитал, размещенный на отдельном счету в Нацбанке) – не менее 10 миллионов евро.
В тексте законопроекта говорится о том, что кредитный рейтинг иностранного банка по классификации рейтинговых агентств должен быть не меньше категории «А». Согласно измененному тексту законопроекта, полномочия украинских чиновников по контролю над иностранными филиалами будут весьма обширными. В частности, НБУ сможет отозвать у филиала иностранного банка лицензию в случае, если у материнской структуры филиала обнаружены финансовые или правовые проблемы.
При этом в законопроекте не уточняется, какие именно проблемы в работе иностранного банка будут причиной для запрета деятельности его филиалов в Украине. Все депутатские предложения были активно поддержаны НБУ. Но, 17 ноября филиалы иностранных банков «попали под раздачу» уже «не по-детски». Чтобы глупые мысли не посещали наивные головы зарубежных финансистов, Верховная Рада пошла на кардинальный шаг - вовсе отклонила законопроект о филиалах иностранных банков и даже отказалась направить его на повторное второе чтение. Сложная судьба у этого законопроекта – первый раз не хватило всего трех голосов. Позже - уже сорока трех (хотя в первом чтении документ был одобрен с запасом в 20 голосов).
Наверное, даже школьник знает, что вся банковская система Украины по своему размеру равна пятому по величине банку Польши. В свою очередь, вся банковская система Польши равна по своему размеру десятому по величине активов банку Германии. Многие отечественные бизнесмены страдают от того, что украинские банки не могут выдавать большие кредиты. Совершенно естественным следствием этого является невозможность реализации серьезных инвестиционных проектов. Если кто-то следит за рынком ценных бумаг, то он не может не отметить настоящий бум облигационных займов. Так вот спешу разочаровать – в большинстве случаев все это делается для того, чтобы привлечь крупные объемы заемного капитала в обход ограничения на сумму выданного кредита в одни руки или - группе связанных заемщиков.
На сегодняшний день в Украине сложилась уникальная ситуация – цена денег одна из самых высоких в мире и в несколько раз выше, чем у ближайших соседей, в том числе и в России. Понятно, что этот факт не остается не замеченным, и иностранный капитал стремится в Украину. Естественно, иностранные банки смогут кредитовать отечественных предпринимателей по несколько более низким процентным ставкам. Это плохо? Если да – пусть отечественные «патриоты от финансов» объяснят почему? Как только зарубежные финансисты получат однозначные сигналы о безопасности своих вложений, поток инвестиций возрастет многократно. Смогут ли отечественные банки сохранить свои позиции – вопрос далеко не однозначный?
Нет, конечно же, кое для кого приход зарубежных банков в Украину – это действительно плохо. Для тех, кто боится конкуренции и потери клиентов. В этот перечень войдут едва ли не все оперирующие в нашей стране финансовые учреждения. В условиях усиления борьбы за клиента украинским банкам придется пожертвовать уровнем своей рентабельности и серьезно пересмотреть свои подходы к бизнесу.
И вдруг, совершенно неожиданно, в конце прошлой недели кардинально изменил свои позиции Нацбанк. Его представители однозначно заявили, что если Верховная Рада до конца года не примет закон о разрешении открытия филиалов иностранных банков на территории Украины, то Нацбанк урегулирует этот вопрос своей властью, издав соответствующую инструкцию.
В реальности у Нацбанка может быть и иной мотив – за время рассмотрения законопроект подвергся ряду переделок и сейчас существенно отличается от начального варианта. И если на внесение поправок депутатами НБУ повлиять не может, то в собственной инструкции может указать все, что захочет. И здесь, как мне кажется, нацбанковские стратеги сделали верную ставку – введение столь серьезных изменений какой-то там инструкцией вызовет совершенно справедливую обструкцию на всех уровнях. Сразу же встанет вопрос – что же делать, как быть? Найдутся господа (причем не из Нацбанка), которые выдвинут совершенно логичный тезис – разрешение на работу иностранных банков в Украине может быть введено только законом.
Но вот незадача – с 1 января 2006 года НБУ теряет право законодательной инициативы. Всем понятно, что лучше, чем Нацбанк данный закон никто не подготовит. Тем более понятно, что в том или ином разрешении вопроса заинтересованы многие (правительство в целях вступления в ВТО желает допуска филиалов зарубежных банков, сами банкиры и АУБ – категорически против этого). Получается, что выход один – вернуть Нацбанку право законодательной инициативы? Возникает вопрос – а не в этом ли заключалась основная подоплека неожиданного изменения позиции НБУ по отношению к иностранным банкам? Хотя, с другой стороны – если это необходимо с целью принятия позитивного для экономики законодательного акта, почему бы не вернуть НБУ утрачиваемые через несколько дней права?Станислав Королюк, ОЛИГАРХ.net