Завтра, 30 декабря вступит в силу решение ЕС о предоставлении рыночного статуса Украине. Согласно опубликованному в официальном журнале ЕС регламенту, во всех антидемпинговых процедурах, которые будут инициированы Европейской Комиссией на основании заявлений, поданных с 30 декабря 2005 года, Украина будет считаться страной с рыночной экономикой.
Напомним, что решение о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой Евросоюз принял 1 декабря с.г. на саммите «ЕС-Украина». Ожидается, что 27 января 2006 г. США тоже предоставит Украине рыночный статус. «Немедленного финансового эффекта от этих решений быть не может, но они важны в целом для нашего государства и для всех предприятий», – считает депутат Верховной Рады Ксения Ляпина.
Средство против антидемпинговых расследований
«Статус страны с рыночной экономикой, предоставленный ЕС, фактически, относиться только к одному аспекту внешнеэкономической деятельности Украины – к возбуждению антидемпинговых дел в странах ЕС против украинских производителей», – поясняет эксперт Международного Центра Перспективных Исследований Олег Блинов. – «До этого момента условия возбуждения антидемпинговых дел в ЕС были дискриминационными для украинских производителей. Не учитывалась ситуация на украинском рынке и вся цепочка формирования себестоимости продукции на украинских предприятиях, а шло простое сравнение издержек или конечной цены украинской продукции с аналогичной продукцией, производимой в других странах. Причем ЕС оставлял на свое усмотрение право выбора этих стран.
Такой не учет украинских особенностей приводил к неоправданным решениям ЕС относительно установления антидемпинговых пошлин относительно украинской продукции. Предоставление Украине статуса страны с рыночной экономикой снимает эти дискриминационные условия в отношении наших производителей и после того, как это решение вступит в силу (решение еще должен утвердить совет министров ЕС), антидемпинговые процедуры будут производиться с учетом отраслевых издержек именно в Украине и на конкретных наших предприятиях. Должно также резко сократиться количество необоснованных или недостаточно обоснованных антидемпинговых расследований в отношении украинской продукции».
Дело в том, что украинская внешняя торговля начала развиваться как раз в тот момент, когда наиболее богатые государства активизировали применение всех инструментов защиты своих внутренних рынков. По данным Секретариата ВТО, среднее количество ежегодно начинаемых антидемпинговых расследований в мире возросло с 126 случаев в 1987-1990 годах до 266 в 1997-2000 годах. В 2001 и 2002 годах в мире было зарегистрировано рекордное за всю историю количество расследований, предшествующих введению антидемпинговых мер, – 348 и 285 соответственно.
Демпинг традиционно определяется как продажа товара на экспорт по ценам, которые ниже цен на данный товар в стране его происхождения. Импорт по демпинговым ценам может вызвать негативный эффект для промышленности импортирующего государства, которая не может конкурировать на равных условиях с иностранцами. Для защиты от слишком низких цен иностранных производителей государство по представлению своих предприятий и начинает процедуру антидемпингового расследования. Украинские производители, которые надеются привлечь иностранных потребителей, преимущественно, за счет низких цен, таким образом лишаются, фактически, основных конкурентных преимуществ. Особенно для наших производителей это болезненно на фоне роста дешевого экспорта стали и одежды из Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Недавно президент Виктор Ющенко заявил, что ежегодно Украина теряет около $8 млрд в результате антидемпинговых расследований в разных странах мира. Трудно судить о достоверности этой цифры, но о том, что антидемпинговые расследования ощутимо отравляют жизнь нашим экспортерам «Главред» писал совсем недавно. Только в ЕС с 1992 г. против Украины было инициировано более 20 антидемпинговых расследований. По состоянию на март 2005 г. ЕС установила 8 антидемпинговых пошлин на ввоз товаров украинского происхождения. «Конечно, статус страны с рыночной экономикой не гарантирует не проведение антидемпинговых расследований, но очень сильно осложняет такие расследования», – отмечает министр промышленной политики Владимир Шандра. – «Если сейчас сразу говориться, что страна не рыночная и, значит, уже априори есть нарушение ценообразования, то впредь нужно будет доказывать, находить аргументы, что данное украинское предприятие что-то нарушило».
По мнению Шандры, «все металлурги и химики имеют большие проблемы в Европе. Даже те украинские компании, которые давно работают на европейском рынке и уже адаптировались к его требованиям, испытывают дискриминацию. Если они пытаются нарастить объемы продаж, против них открываются антидемпинговые расследования. Многие украинские предприятия просто не шли на европейский рынок, опасаясь антидемпингового расследования. Теперь же признание Украины страной с рыночной экономикой значительно облегчит жизнь нашим предприятиям. Определенно, поможет это и в конкуренции с китайскими металлургами».
Мучительный выход на зарубежные рынки
С антидемпинговыми расследованиями украинские металлурги и химики впервые столкнулись в средине 90-х годов. А массово возбуждать антидемпинговые расследования против украинских экспортеров министерство торговли США и Европейская комиссия начали в конце 1999 года, когда украинские производители начали агрессивно штурмовать внешние рынки. Согласно антидемпинговому законодательству США и ЕС, стоимость продукции для предприятия из нерыночной страны рассчитывается по методу аналогий с так называемой "суррогатной" страной. США чаще всего в качестве "суррогатной" страны для Украины брали Тунис, Перу, Польшу, Бразилию и Южную Африку. А в ЕС даже сравнивали аналогичные производства в Украине и США. В результате подобных калькуляций украинские производители получали в ЕС заградительную пошлину в размере 100-200%, а в США на продукцию предприятий металлургии и химии – от 45 до 166% декларируемой стоимости товарной продукции. Как правило, пошлину, превышающую 20%, расценивают как заградительную меру. И к импортерам аналогичной продукции из "рыночных" стран инициаторы расследований применяли маржу на порядок меньше.
Еще в 1997 году в рамках антидемпингового расследования против импорта отечественного плоского проката украинская сторона направила в министерство торговли США первый официальный запрос о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Тогда министерство торговли США признало доводы украинской стороны неубедительными. Отрицательный ответ Украина получала и при всех последующих обращениях, которые регулярно направлялись в течении нескольких лет. Когда в 2002 году статус стран с рыночной экономикой в США получили Россия и Казахстан, отказ Украине иначе, чем крайне негативным отношением США к действующей украинской власти, объяснить было не возможно.
Переговоры с Евросоюзом о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой начались в 2000 г. Продвигались они не больно прытко. В октябре 2000 г. совет министров ЕС предоставил Украине только так называемый “квазирыночный” статус. Это позволяло получить индивидуальный рыночный статус отдельным украинским предприятиям, но не всему государству. Из-за сложности процедуры, за пять лет всего две украинские компании смогли получить такой статус: черкасское ОАО “Азот” и горловский концерн “Стирол”.
«Некоторые ведущие предприятия для того, чтобы избежать антидемпинговых расследований, отказывались от определенных преференций, которые предоставлялись внутри Украины отдельным отраслям, в частности, от эксперимента с налоговыми льготами в горно-металлургической отрасли.
Но не нужно преувеличивать – то, что отдельные герои смогли прорваться, не значит что в отношении других наших экспортеров были адекватные действия», – считает Ксения Ляпина.
«Возможно, для некоторых предприятий антидемпинговые расследования перестали быть проблемой. Но у нас в металлургии около 60 предприятий, неужели все они смогли уйти от преследований? Я не верю в это», – сомневается представитель президента в Кабинете министров Владимир Лановой. «Возможно, некоторые предприятия сертифицировали свою продукцию в Европе и поэтому у них есть лучший режим. Но ведь вопрос не в том, чтобы отдельные предприятия получили преференции, а в том, чтобы любой украинский производитель мог продавать на европейских рынках. В том числе и те предприятия, которые еще не созданы», – отмечает Лановой.
До последнего времени чиновники ЕС имели относительно Украины претензии по поводу вмешательства государства в ценообразование (в частности, в металлургической отрасли) и недостаточно четко определенного законодательством механизма банкротства. Пожалуй единственным существенным плюсом для нашего экспорта в Европу, стали заключенные в этом году соглашения по увеличению квот на украинские текстиль и сталь. На 2005 г. поставки отечественной готовой металлопродукции в страны ЕС ограничивались 980 тыс. тонн, а в 2006 г. – увеличиваются до немногим более 1 млн. тонн. В дальнейшем предполагается данное соглашение продлевать. В случае же вступления Украины во Всемирную торговую организацию количественные ограничения будут сняты.
Не панацея, но все же…
Рыночный статус Украины в зоне ЕС, в первую очередь, интересен украинской металлургии, химической, текстильной и легкой, а также, отчасти, пищевой промышленности. Именно их продукция имеет шанс найти в ЕС рынок сбыта. Однако, преувеличивать значение этого решения ЕС тоже не стоит. Эксперты Еврокомиссии, еще вначале этого года указывали, что антидемпинговые меры ЕС реально затрагивают меньше одного процента украинского экспорта, а, согласно апрельским оценкам украинского Минэкономики, размеры возможных потерь украинской стороны от антидемпинговых мер ЕС составляют 36,5-50 млн. долларов.
Потом, например, ожидается, что это решение позитивно повлияет на металлургический экспорт. Естественно, отечественный металл дешевле продукции европейских компании, что большой плюс на фоне падения цен на мировом рынке черных металлов. Но вот поможет ли это нашим металлургам после повышения цены на газ? Также на прошлой неделе появились слухи о том, что сталелитейные компании ЕС очень тщательно анализируют подробности поставок украинского металлопроката на свой внутренний рынок. Такой анализ предпринимается, чтобы подготовиться к возбуждению антидемпинговых расследований против Украины с момента ее вступления в ВТО. Применять какие-то санкции против Украины сразу после вступления ее в ВТО нельзя. Украинские металлурги должны поработать еще минимум полгода в режиме свободной торговли, только затем у европейцев появится возможность возбуждать антидемпинговые расследования.
В США тоже прорыва ожидать не стоит. Украина и США еще в конце октября 2004 г. парафировали дополнение к соглашению о приостановке антидемпингового расследования в отношении импорта некоторых видов плоского обрезного проката, в соответствии с которым до 1 ноября 2007 г. вместо антидемпинговых пошлин действует механизм квотирования поставок металлопродукции из Украины. Причиной открытия рынка Северной Америки стали отнюдь не хитроумие украинских дипломатов, а не повышение спроса на сталь со стороны потребителей этого региона и, как следствие, установление там самого высокого в мире уровня цен на металлопродукцию, что и вынудило правительства североамериканских стран частично открыть свои рынки для украинских металлопроизводителей.
С другой стороны, статус не гарантирует отмены в ближайшем будущем действующих пошлин. Есть также опасность, что теперь ЕС будет прибегать к так называемым антисубсидиарным пошлинам, применяемым против ввоза товаров, производство которых в стране происхождения так или иначе субсидируется государством. Так что, лоббируя в бюджете субсидии, например, в аграрный сектор, можно запросто лишить его перспективы экспорта в ЕС.
Что предоставление стране рыночного статуса – не панацея, уже убедились российские экспортеры. После предоставления России рыночного статуса в США министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф прокомментировал долгожданное событие следующим образом: "Для России это означает большие возможности по выходу на американский рынок". Предполагалось, что статус рыночности принесет российской экономике до $700 млн. Но, как выяснилось, решение о признании России рыночной страной не привело к автоматическому снятию существующих пошлин - каждому экспортеру теперь необходимо добиваться этого самостоятельно. Россияне отмечают, что американцы всячески продолжают препятствовать поставкам продукции относительно высокой степени переработки, а приветствуют лишь экспорт полуфабрикатов - слябов (болванок). Кроме того, у американцев тоже есть подобное европейскому законодательство об экспортных субсидиях, препятствующее государству стимулировать своих экспортеров. Если раньше в антидемпинговых расследованиях они ссылались на нерыночный характер экономики, то теперь – на нерыночный характер формирования тарифов на электроэнергию, газ и т.д. Дешевые внутренние российские тарифы на газ и электроэнергию стали ахиллесовой пятой всех экспортеров, ведь в цене любого товара найдутся составляющие в виде цены на газ или электроэнергию.
Разве только с политической точки зрения предоставление статуса страны с рыночной экономикой, безусловно, важен и нужен. «В первую очередь, это новый фундамент для упрочения наших экономических и политических взаимоотношений с ЕС. Если этот вопрос снимается, то можно переходить к другим еще более важным для Украины вопросам, к примеру, более глубокой интеграции с ЕС. Возможно, мы на шаг приблизились к созданию зоны свободной торговли с ЕС», – считает эксперт МЦПИ Олег Блинов. «Это шаг на пути нашего вступления в ВТО, потому что требования для получения рыночного статуса – это половина тех требований, которые нужно выполнить для вступления в ВТО. Это важно политически – это признание изменений, происходящих в стране, в частности, в экономической политике», – дополняет его Ксения Ляпина.
В общем, рыночный статус не бог весть что. Но оно открывает для украинских производителей возможность на равных конкурировать на международных рынках с производителями из других стран. Кто сможет, тот этим шансом воспользуется.
Ольга Лень, «Главред»