На прошедшей неделе произошли два события, которые могут существенно изменить как внутриполитический ландшафт в Украине, так и подвергнуть серьезной корректировке внешнеполитическую стратегию нашей страны.
Арест Бориса Колесникова как катализатор консолидации оппозиции
В первом случае речь идет о задержании и последующем аресте главы Донецкого областного совета Бориса Колесникова. Несмотря на то, что ему инкриминируется уголовное преступление, «дело Колесникова» стало политической бомбой и перевело предвыборный процесс в Украине в активную, «горячую» фазу.
Стало ясно, что политические договоренности между правящими элитами и новой оппозицией невозможны, по крайней мере, до 2006 года. Оказались развенчаны иллюзии донецкой бизнес-политической группировки, многие в которой даже после «Криворожстали» и дела Боделана-Гурвица усматривали лишь инерцию революции. Они всерьез полагали, что, несмотря на значительную потерю политического веса и влияния, остаются возможности для сохранения экономического статус-кво донецкой группы и перспективы для политического самовоспроизводства через механизм парламентских выборов (на фоне политреформы).
Интересно, что удар был нанесен не по тем деятелям новой оппозиции, которые сегодня лишены статусов и должностей, а потому более уязвимы с точки зрения привлечения их к ответственности. По всей видимости, такие фигуры представляют для власти меньшую опасность в силу значительной выработанности политического и публичного ресурса после событий ноября-декабря 2004 года. Аресту подвергся политик, который имел реальную и абсолютно легитимную власть в донецком (читай – оппозиционном) регионе и не был публично дискредитирован в ходе оранжевой революции в такой степени, как многие соратники по партии и политической позиции.
Политический смысл ареста (вне зависимости от того, заказ это или нет) заключается в нейтрализации лидерского потенциала оппонентов действующего режима. Колесников был одним из главных претендентов на то, что стать обновленным лицом Партии Регионов, на нем была завязана координация и управление большинства политических и экономических проектов на Донетчине, с ним связывали политическое будущее донецкой элиты.
Не исключено, что оппозиция попытается сделать из Бориса Колесникова своего рода знамя, некую символическую фигуру, представив его жертвой режима. Но если в суде будет доказана его вина, то это может иметь обратный эффект. Кроме того, судя по заявлениям Министра внутренних дел Юрия Луценко, компанию Колесникову в скором времени могут составить и другие знаковые политики эпохи Кучмы и недостатка в символах не будет.
Политические последствия ареста Колесникова в краткосрочной перспективе приведут к эскалации противостояния власти и оппозиции. Во всяком случае, все более очевидна ставка части донецкой элиты (публичного крыла) и примкнувших к ним эсдеков на тотальный политический конфликт с новым режимом.
С другой стороны, это станет мощным стимулом для консолидации «непримиримой» оппозиции, инвентаризации ее целей и ресурсов и интенсификации коалиционных действий в оппозиционном лагере. И это также важное обстоятельство, поскольку единства среди донецкой элиты относительно политического позиционирования нет. И лояльные к власти донецкие группы (ИСД, мариупольцы) могут отмежеваться от земляков, увидев перспективы передела собственности и власти в регионе.
США выгодна Украина как славянская Турция
Вторым ключевым событием недели стал триумфальный визит Виктора Ющенко в США 3-7 апреля. Несмотря на рабочий статус визита, уровень приема и уровень поддержки, оказанные в Вашингтоне Президенту Украины, были беспрецедентными. Стороны достигли полного взаимопонимания по всем темам, затронутым в ходе переговоров. Более того, «восемь пунктов» озвученные Ющенко на выступлении перед обеими палатами Конгресса США, являются всего лишь программой-минимум, в рамках которой Киев и Вашингтон намерены сотрудничать в ближайшие год-полтора. По сути – это преамбула, в то время как реальное содержание украино-американской повестки носит гораздо более масштабный и долгосрочный характер.
Итоги визита стали первым зримым и осязаемым признаком «стратегического разворота» политики США на территории постсоветского пространства. Америка больше не признает государства бывшего Союза зоной приоритетных интересов и сферой (прямого) влияния России. Отныне Вашингтон делает ставку на «распространение демократии и свободы» по всему периметру постсоветского пространства. Риторика американской администрации во время визита Ющенко – это четкий и недвусмысленный сигнал постсоветским элитам, все еще удерживающимся у власти, на чьей стороне будет Америка в случае продолжения «парада революций». Естественно, что это обстоятельство самым серьезным образом скажется на отношениях Украины со многими государствами СНГ, и, прежде всего, с Россией.
Стоит отметить, что Виктор Ющенко получил в США полную поддержку своих заявлений о региональном лидерстве Украины и желании страны вступить в НАТО. В этом контексте можно прогнозировать, что американцы будут оказывать всестороннюю помощь и поддержку развитию сотрудничества в рамках региональной организации ГУУАМ. Если точнее – сформировавшемуся в последнее время альянсу Киев-Тбилиси-Кишинев, который сегодня является ядром и дееспособной частью ГУУАМа.
В то же время, Вашингтон достаточно прохладно отнесся к евросоюзовским интеграционным намерениям Киева. Это вполне объяснимо – Америке наиболее выгодна Украина, которая, с одной стороны, была бы членом Северо-Атлантического альянса, с другой – находилась в процессе перманентной интеграции в структуры ЕС. То есть - своего рода Турция-2, только славянская и постсоветская Турция. Тогда Киев будет вынужден в большей степени прислушивать к мнению своих американских друзей, чем к позиции лидеров Евросоюза – Берлина или Парижа.
Такая ситуация будет способствовать решению ряда военно-политических и геостратегических задач США. В частности – формированию территориально непрерывной проамериканской Балто-Черноморской дуги от государств Балтии до Тбилиси, которую Штаты планируют использовать в качестве основного инструмента для сдерживания исламской террористической угрозы и российской политической, экономической и цивилизационной экспансии.
Очевидно, что США намерены в полной мере использовать исторический шанс, который им предоставили бархатные революции второго поколения, для того, чтобы в среднесрочной перспективе (до выхода амбиций Китая на глобальный уровень) стабилизировать ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке и максимально ослабить влияние России.
Вашингтон делает очень серьезную геополитическую ставку на Украину, и в этом смысле США крайне заинтересованы в том, чтобы новая украинская власть состоялась. Лишь тогда, по мнению американцев, об Украине можно будет говорить, как о состоявшемся государстве, а для стратегического партнерства между странами будет прочный фундамент.
Украине же патронат Америки открывает неплохие возможности для геополитической игры на пространстве Евровостока, и, возможно, небольшой шанс на обретение государственной субъектности.
Андрей Кузниченко glavred.
Два апрельских тезиса Ющенко
Опубликовано: 2005-04-12 10:37:20
Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.
|
Новости рубрики:
Шахтарі ДТЕК Енерго ввели в роботу 18 нових вугільних лав з початку року
За три квартали 2024 року українські банки отримали 118 млрд грн чистого прибутку Укрнафта планує пробурити близько 30 нових свердловин Скільки газу планує витратити Нафтогаз для опалення взимку Укренерго отримало €10 млн від ЄБРР: на що підуть гроші Агентство Fitch підвищило рейтинги найбільших українських банків: що стало причиною Ритейл нарощує свої мережі: в яких регіонах побільшало працюючих магазинів Перший в Україні продаж банку за часи великої війни: деталі угоди |