Во вторник Харьковский областной совет отказался внести в повестку дня вопрос о лишении экс-губернатора Харьковщины Евгения Кушнарева депутатской неприкосновенности. С такой просьбой в очередной раз обратилась к харьковским депутатам Генпрокуратура, однако снова не встретила понимания.
Более того, после неудачного голосования за повестку дня г-н Кушнарев и его сторонники покинули зал. Сессию пришлось закрыть из-за отсутствия кворума. Не рассмотренными остались двадцать вопросов.
Руководитель избирательной кампании Партии регионов и экс-глава Харьковской облгосадминистрации Евгений Кушнарев уже давно обвиняется в посягательстве на территориальную целостность Украины. Генпрокуратура инкриминирует ему «сепаратизм» из-за резких высказываний в Северодонецке в декабре позапрошлого года. Однако мандат депутата облсовета пока спасает Евгения Петровича от привлечения к ответственности.
Во вторник вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности предполагалось поднять на сессии облсовета. Накануне началась «артподготовка» со всех сторон: народные депутаты Тарас Чорновил и Дмитрий Святаш заявили о новых «оранжевых» репрессиях, а «нашеукраинец» Владимир Стретович гневно призвал «всех виновных отвечать за свои действия, а не прятаться за депутатские спины».
Сам Евгений Кушнарев утверждает, что очередную расправу над ним «заказал» губернатор Арсен Аваков, который «получил на то согласие в президентском Секретариате».
Расправы не вышло. За внесение вопроса по Евгению Кушнареву в повестку дня проголосовало лишь 28 депутатов, что дало «виновнику торжества» возможность заявить о конце «действующей власти». После чего Евгений Петрович в сопровождении народных депутатов Михаила Добкина, Тараса Чорновила и Василия Салыгина направились к выходу из зала. За ними потянулись и областные депутаты, не пожелавшие выдавать «своего». В результате сессию пришлось закрыть.
На этой неделе харьковчане уже дважды «показывали зубы» центральной власти. Днем раньше отметились депутаты Харьковского горсовета, которые приняли решение о придании русскому языку статуса «регионального».
Инициатором нововведения, как ни странно, стал городской голова и кандидат в мэры Владимир Шумилкин, которого поддерживают НСНУ и БЮТ. В 1996 г. харьковские депутаты уже принимали подобное решение по русскому языку. Тогда оно было опротестовано прокуратурой и Верховным судом Украины, который признал его незаконным.
Вновь вспомнить о региональном статусе русского языка в Харькове депутатов заставила недавно ратифицированная украинским парламентом Европейская хартия региональных языков. В мэрии сослались на то, что, по ее данным, 65% харьковчан считают русский язык родным, более 90% — свободно им владеют. Новое решение предусматривает расширение применения русского языка в образовании и делопроизводстве на городском уровне. Кроме того, предполагается заменить все таблички с названиями улиц русскоязычными, что, естественно, потребует средств.
В горсовете сторонников нового статуса русского языка явно больше, чем противников, однако и таковые имеются. Депутат Николай Чухлебов заявил, что такое решение могли принять только «необразованные космополиты». А местные «руховцы» считают, что таким образом мэр желает повысить свой рейтинг перед выборами. Так или иначе, но, похоже, в новом качестве русскому языку в Харькове пребывать недолго. Эксперт Центра политико-правовых реформ Мария Фигель считает, что данное решение противоречит украинскому законодательству и Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств.
Европейская хартия определяет региональный язык или язык меньшинств «как язык, традиционно используемый на территории государства гражданами этого государства, которые образуют группу, меньшую в численном отношении, чем остальное население данного государства». По словам г-жи Фигель, определение «региональный язык или язык меньшинств» сложно применить к русскому языку. Во-первых, русский язык не является языком, традиционно используемым на территории Украины.
Во-вторых, русскоязычное население на территории Харькова не образует группу, находящуюся в меньшинстве. Кроме того, не совсем верным является перевод слова minority language как «языки меньшинств». Корректнее использовать термин «миноритарные языки», то есть те, которые нуждаются в защите. Собственно и Хартия принималась с целью защиты культурных языков национальных меньшинств, которые пребывают под угрозой исчезновения, а также с целью сохранения их культурной ценности.
Русский язык в Украине не пребывает под угрозой исчезновения. Г-жа Фигель утверждает, что в Украине под действие Хартии, например, подпадает крымско-татарский язык, а в некоторых областях — даже украинский…
"Экономические известия"