Украина усиливает контроль на границе с территорией молдавских сепаратистов. ЕС выступает как пограничный наблюдатель.
На границе между Украиной и Приднестровьем, территорией сепаратистов в Республике Молдова, в последние дни вновь разгорелся один из тех старых конфликтов, которые – подпитываемые Москвой – после распада Советского Союза дестабилизируют положение в странах на южных рубежах России.
По сообщениям из Кишинева, молдавской столицы, на приднестровском отрезке молдавско-украинской границы из-за усиления контроля со стороны украинской таможни царит нечто вроде хаоса. "Министр иностранных дел" никем не признанной Приднестровской республики, которая согласно международному праву входит в состав Молдавии, предупреждает, что Украина, в случае нежелания идти на уступки, может вскоре получить "сотни тысяч беженцев".
Причиной такого развития событий является совместное, датированное 30 декабря прошлого года заявление правительств Киева и Кишинева, декларирующих, по крайней мере на словах, свою приверженность западному курсу, в котором Украина пообещала установить более строгий контроль за движением грузов в Приднестровье и из него. В основу этого соглашения положено согласие Киева пропускать грузы из Приднестровья лишь в том случае, если они имеют таможенный сертификат Республики Молдовы. Первоначально планировалось ввести новые правила уже 25 января, однако тогда между Украиной и Молдавией возникли разногласия по поводу отдельных деталей в оформлении сертификатов.
Однако с прошлой пятницы украинская таможня задерживает грузовики и автопоезда, водители которых не могут предъявить соответствующие сертификаты. Длина границы между Украиной и Молдавией составляет около 940 км, 470 из них приходятся на Приднестровье, которая в 1992 году в результате гражданской войны отделилась от остальной части страны и с тех пор находится под началом "президента" Смирнова и его фаворитов, которые правят диктаторскими методами.
Сепаратисты в Тирасполе говорят о "блокаде" и, со своей стороны, стали сейчас задерживать грузы, приходящие с Украины и не предназначенные для Приднестровья. Кишиневское руководство, возглавляемое когда-то дружественным Москве президентом Ворониным из Коммунистической партии Молдавии, возражает: любая приднестровская фирма, запросившая необходимые сертификаты, их безусловно получит и сможет свободно продолжать свою деятельность. Речь идет не о блокаде Приднестровья, а о том, что каждое суверенное государство обязано контролировать свои границы. Снабженные штампом таможни, приднестровские торговые операции обретут легальный статус.
Однако в долгосрочной перспективе данная стратегия, пожалуй, нацелена еще и на то, чтобы шаг за шагом лишить приднестровский режим самовольно присвоенного им суверенитета и, прежде всего, экономической основы, которая базируется не в последнюю очередь на широко распространенной контрабанде. При этом Воронин понимает, что его поддерживают ЕС и Вашингтон: Соединенные Штаты и уполномоченный ЕС по внешней политике Солана отреагировали на проявленную твердость на границе весьма положительно.
Россия, напротив, продолжает поддерживать приднестровских правителей, которые, как и ожидалось, реагировали на нововведение криками и угрозами, до тех пор пока российский министр иностранных дел Лавров не потребовал принятия "безотлагательных мер", чтобы предотвратить возможную "экономическую блокаду" Приднестровья. Теперь приднестровское руководство, похоже, делает ставку на то, что украинский энтузиазм опять иссякнет после парламентских выборов 26 марта.
В этом конфликте для всех сторон на карту поставлены жизненно важные интересы. Украинский президент Ющенко борется за доверие к его европейскому курсу, Смирнов – за доходы руководящей элиты и, возможно, за собственное политическое существование.
На Украине в этом споре столкнулись два противоположных интереса. С одной стороны, добрая доля прибылей от отмывания денег и контрабанды, поощряемых режимом Смирнова, могла бы пойти в карманы украинских олигархов, в том числе и финансирующих партию Ющенко "Наша Украина".
Эти круги, возможно, будут настаивать на том, чтобы сохранить на границе прежние, выгодные им порядки. С другой стороны, украинские политики поняли, что с 30 ноября, с началом деятельности европейской наблюдательной миссии EUBAM (European Union Border Assistance Mission. – Прим. ред.), ситуация на границе стала пробным шаром западного курса, без устали провозглашаемого Ющенко. Если бы Киев на глазах у европейцев продолжал игнорировать обстановку, сложившуюся на границе, вера в его стремление в ЕС могла бы сильно пошатнуться.
InoPressa