В Партии регионов он очутился через личную симпатию к Януковичу.
Тарас Черновил, 41 год, - одна из противоречивых фигур украинской политики. Сын выдающегося национал-демократа теперь является одним из активистов Партии регионов, которая с чем-то национальным или демократическим не ассоциируется. Он совсем розсварився с соратниками отца. В прошлом году во Львове пытались сжечь его дом. Обмалевывали дегтем ворота.
На рабочем столе Тараса Черновола нет компьютера. Стоит пепельница с окурками, флажок Партии регионов. Есть несколько одинаковых статуэток обезьянок с закрытым ртом, глазами и ушами - "ничего не вижу, не слышу, не говорю". Купил во время одной из поездок по областями в период избирательной кампании. Тарас Черновил говорит, что после выборов уже отдохнул и отоспался. А вообще здоровьем не проникается.
Вы как-то говорили, что предвыборное обещание предоставления русскому языку статуса государственной было ошибкой. Пытались убедить в этом соратников?
- Я предлагал лучше объяснить наше отношение к этому. Но меня не послушали. Вместо этого больше внимания уделяли рекламе, которая оказалась уже и лишней. Однако тогда было столько хаоса и погони, что ко многим не прислушивались. Кое в чем и ко мне, в том числе.
Какие у вас отношения с Виктором Януковичем и Ринатом Ахметовим?
- К нашему знакомству с Януковичем я думал, что то какой-то страшный бандит. А затем понял, что он достаточно адекватен. Вел себя очень скромно. Говорил мало. Был в штабе и на третьем туре. Многие люди, которые думали, что он едва "из детей пельмени себе не делает", сейчас изменили мнение.
Вы верите, что он не будет лоббировать в парламенте свои интересы бизнеса?
- Он же не Порошенко. И даже не Пинчук. Ему это не нужно. Бизнес из 2000 года абсолютно прозрачный. Все видлагоджено как часы. Потому Ахметову уже не нужно это контролировать. Поэтому он идет в большую политику.
Людей, с которыми хочется поздороваться, в "Нашей Украине" мало.
А у вас был бизнес?
- Ко мне деньги не пристают. Лишь создают проблемы. Собственного бизнеса я не имею, а политику таким не считаю.
Черновил рассказывает, что в начале 90-х ему все же удалось выбить 100 тысяч долларов американского гранта для создания во Львове полиграфического предприятия.
- Условия гранта требовали, чтобы техника была закуплена в США. Думаю, тогда на мне нажили около 70 тысяч. Меня же оттуда выбросили голого-босого. И на том моя бизнесовая деятельность закончилась.
От Партии регионов подобных неприятностей не ожидаете?
- Нет. У нас все в порядке, потому что я не двигаюсь очень глубоко. И лишних вопросов не задаю, - разводит руками. - Выполняю свою работу. У меня нет персональных претензий и амбиций.
Уже сватали на должность вице-премьера по гуманитарным вопросам, но не захотел. Однако от должности главы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления не отказался бы. Потому что я нужен здесь, - он стучит по столу. - Нужные люди, которые умеют работать и думать, - хвалит себя. Закуривает "Приму". Говорит, что больше полчаса выдержать без папиросы не может.
Сейчас этот комитет возглавляет "нашоукраинець" Борис Беспалий, а Черновил - его заместитель. Как-то они были в ссоре в прямом телеефири. Беспалий сказал, что больше не подаст Черноволови руки.
Какие отношения с прежними соратниками?
- Я с ними не дружу. Неинтересно общаться. Могу поздороваться с кем-то из рядовых руховцев. Но людей, с которыми хочется это делать, в "Нашей Украине" мало, - морщит носа. - Жаль, что во время избирательной компании морально снизил себя Юрий Єхануров. Я же когда-то заявил, что считаю его своим личным другом. Он ответил мне взаимностью. И неприятно, что Єхануров исполнял низкую для себя роль - оправдывал газовые авантюры Ивченко и Плачкова. Тем более, что всей правды и сам не знал. В этом я убежден.
Почему же все-таки очутились в Партии регионов?
- Через личную симпатию к Януковичу. Кучма предлагал его на премьера, а сам рассказывал депутатам, что то - донецкая мафия, которая все разрушит. Из подачи Кучмы "нашоукраинци" готовили провал голосования за кандидатуру Януковича. Он победил тогда из-за того, что втихаря не доверял Ющенко и договорился с другими фракциями. Потом Кучма приложил усилий, чтобы наш лидер не стал президентом... А в "нашоукраинцив" все было мат через мат. Или с одним
С кем в партии общаетесь больше всего?
- С Раисой Богатыревой, Андреем Клюевым, Еленой Лукаш и Анной Герман. Хотя о дружбе говорить рано. Когда-то я верил в дружбу между политиками, но потом эти люди так по мне потоптались... - Черновил вздохнул. - Это было и в ПРП, и в Двигательные. Нужно еще поесть соли. А затем увидим, к чему это приведет.
Как в возможной коалиции "Нашей Украины" и Партии регионов вы будете работать с теми, кто по вам "потоптался"?
- Брака по любви между нами не будет. Потому что любви нет. А вот по расчету - возможный, - процитировал Ахметова Тарас Вячеславович. - Для Партии регионов наилучше было бы сейчас пойти в глухую оппозицию... Но мы пойдем в коалицию и будем искать карт-бланш в решении экономических вопросов.
"Газета по-українськи"