Если мы можем финансировать войну в Ираке, почему мы не можем финансировать Киотский протокол?
Стоимость войны в Ираке для США скоро превысит предполагаемую цену Киотского протокола – международного соглашения по поводу контроля над парниковыми газами. И то, и другое стоит немного больше 300 млрд долларов.
Эти цифры показывают, что администрация Буша была чрезмерно оптимистичной в предвоенном прогнозе, оценивая суммарные расходы приблизительно в 50 млрд.
Эти же цифры заставляют усомниться в заявлениях администрации Буша, что стоимость Киотского протокола непомерно велика и причинит, выражаясь словами президента, "серьезный ущерб американской экономике".
Осторожные оценки, касающиеся иракской войны, исходят от Скотта Уолстена, бывшего члена президентского экономического совета, ныне работающего в аналитическом центре American Enterprise Institute. В конце 2005 года Уолстен оценил суммарные американские расходы примерно в 300 млрд долларов. Поскольку затраты с тех пор увеличились и в ближайшее время будут выделены новые средства, расходы превысят 350 млрд.
Системные оценки, касающиеся Киотского протокола, исходят от Вильяма Нордхауса и Джозефа Бойера из Йейльского университета. В 2000 году они писали, что США понадобится 325 млрд долларов, чтобы выполнять все требования протокола на протяжении десятилетий. Указание на эту запредельную сумму помогло скептикам в администрации Буша и других структурах, утверждавшим, что выгоды от соглашения не оправдывают затрат.
Для мира в целом сопоставление иракской войны с Киотским протоколом выглядит еще драматичнее. В масштабах всего мира затраты на войну уже намного выше предполагаемых затрат на Киотский протокол, предположительно, на 100 млрд долларов как минимум.
Всемирные расходы на войну сегодня превышают 500 млрд долларов, что включает затраты Ирака (более 160 млрд долларов) и стран, входящих в коалицию (более 40 млрд долларов). По прогнозам, выполнение всех требований Киотского протокола обойдется меньше чем в 400 млрд долларов, так как США возьмут на себя основную часть расходов.
Конечно, вопросы, касающиеся этих цифр, правомерны. Оценки, связанные с Киотским протоколом, требуют множества прогнозов и догадок, многое зависит от исполнения, которое может увеличить или уменьшить затраты. Многие экологи считают цифру в 325 млрд долларов завышенной. Возможно, технологические новации значительно уменьшат расходы.
Выделение конгрессом США средств на Ирак скоро превысит 300 млрд долларов и прогнозные суммы (в среднем более 4 млрд долларов в месяц). Кроме того, чтобы получить адекватную сумму, необходимо учесть не только ассигнования из бюджета, но и весь спектр расходов, не забывая и о двух тысячах погибших и тысячах раненых американских военнослужащих. Среди специалистов нет единого мнения о том, как выразить эти затраты в деньгах, некоторые вообще возражают против этого.
Затем, для полноты картины необходимо учесть доходы, а не только расходы. Киотский протокол сократит эмиссии, способствующие изменению климата, но, чтобы оценить соглашение, необходимо знать, какую реальную пользу оно принесет. Что получат США от инвестиции в 325 млрд долларов? Ученые сходятся на том, что к 2100 году влияние Киотского протокола на изменение климата будет незначительным. Его сторонники возражают, что соглашение даст толчок развитию новых технологий и создаст международные рамки для серьезных ограничений.
К своему окончанию война в Ираке, по оценкам, будет стоить США как минимум 500 млрд долларов, а то и больше триллиона. Но, если война приведет к значительному снижению угрозы терактов и волне демократизации на Ближнем Востоке, возможно, это будут разумно потраченные деньги.
Главный вопрос остается. Для США экономическое бремя иракской войны превышает оценочное бремя Киотского протокола. Поскольку стоимость войны увеличивается с каждым днем, складывающаяся сумма для Америки и всего мира скоро превратит в ничто предполагаемые расходы на контроль над изменением климата.
Касс Санштейн, “InoPressa”