Высокие оклады существуют только на Западе. По сравнению с топ-менеджерами премьеры зарабатывают мало.
Деньги и власть притягивают честолюбивых людей. Однако для политиков власть, скорее всего, важнее, иначе они меняли бы ее на бизнес, ведь там зарплата на ведущих ответственных должностях раз в десять выше. Это результат еще не опубликованного исследования консалтинговой группы Hay Group, которая сравнивала доходы глав правительства, министров и высших чиновников с доходами топ-менеджеров в 13 европейских странах.
Согласно этому исследованию, с годовой зарплатой в размере 268 500 евро "брутто" абсолютным рекордсменом в ряду глав европейских правительств является премьер-министр Великобритании Тони Блэр. За ним следует канцлер Германии Ангела Меркель, жалованье которой – 261 500 евро. Для сравнения: президент США Джордж Буш получает 312 987 евро в год.
Однако для общеизвестного скряги Тони Блэра – слабое утешение иметь зарплату максимальную среди его европейских коллег. Ведь по сравнению с доходами других особо важных персон его страны сумма выглядит более чем скромной. Глава британского правительства зарабатывает лишь 5-10% от того, что имеют в Великобритании топ-менеджеры, сообщается в исследовании Hay Group.
Собственно, эту огромную разницу в доходах премьер ощущает каждый день и у себя дома: основной добытчицей в семье Блэров является первая леди – как известный адвокат Шери Блэр получает в год на сто тысяч евро больше, чем ее честолюбивый супруг.
Подобно Великобритании, пропасть между зарплатами ведущих политиков и топ-менеждеров на частных предприятиях велика в Польше, Португалии и Словакии. Но и в большинстве других европейских государств главы правительств зарабатывают не более 20% от того, что имеют в их странах менеджеры.
Некоторое "равновесие" в имущественном положении наблюдается только в скандинавских странах – в Норвегии и Дании. Здесь зарплаты глав правительств достигают 40% доходов видных топ-менеждеров частных предприятий.
Однако вернемся к сравнению зарплат глав государств: здесь очевидна большая пропасть между новыми и старыми членами ЕС. Так, словацкий премьер Микулас Дзуринда с 39 000 евро в год получает в семь раз меньше своих западноевропейских коллег. Поляк Казимер Марцинкевич вынужден довольствоваться "всего" 53 400 евро. Кроме того, по расчетам экспертов из Hay Group, выгоднее всего управлять большим европейским государством. Единственное исключение – это Ирландия. Премьер Берти Ахерн зарабатывает 252 400 евро в год – больше, чем его французский коллега Доминик де Вильпен.
Австрийский канцлер Вольфганг Шюссель в исследовании не упоминается. Хотя его зарплата выросла, но все же она не идет ни в какое сравнение с доходами его коллег из других европейских стран. В прошлом году жалованье Шюсселя составило 270 452 евро "брутто", это больше, чем у Блэра и Меркель. Однако он лишен многих преимуществ, например, он не имеет служебной квартиры и налоговых льгот. Кроме того, он должен отчислять часть своей зарплаты в счет пенсии, тогда как выплату пенсий его коллегам, например Меркель и Блэру, полностью берет на себя государство.
“InoPressa”