«Оранжевые» предсказывают, что проект коалиционного договора будет готов со дня на день. Заявление «НУ» о приостановлении переговорного процесса как ответ на ультимативный тон БЮТ и СПУ, похоже, сделали последних сговорчивее. О сложностях подготовки коалиционного соглашения «Эі» рассказал ее участник — председатель политисполкома НСНУ Николай Катеринчук.
— Когда будет готов проект коалиционного соглашения, который «НУ», БЮТ и СПУ разрабатывают совместно?
— Я думаю, за неделю управимся. До понедельника (22 мая — Ред.) велись «технические работы». Ведь чем более конкретным и понятным будет соглашение, тем устойчивее — коалиция. Нужно, чтобы после подписания документа во взаимоотношениях ее членов не оставалось никаких неурегулированных моментов, ведущих к конфликтам.
— Вы входили в рабочую группу по подготовке этого документа в качестве представителя «НУ»…
— Я работал над экономическим разделом. В частности, над тем его блоком, в котором речь идет о налогах и финансах. Сначала мы, совместно с представителями экспертного сообщества, наработали предложения от «НУ». Разработали перечень проблем, определили пути их решения и прогнозные показатели, на которые нужно будет выйти через год, два или три. Потом передали эти наработки в БЮТ и СПУ. Наши партнеры одобрили их, но сделали ряд оговорок.
Больше всего замечаний было у СПУ. К примеру, социалисты просили продлить мораторий на продажу земли до 2009 г. Однако большинство экспертов придерживается иного мнения, считая, что серьезных изменений в экономике Украины не будет до тех пор, пока не прекратится теневая торговля землей.
Поэтому мы приостановили работу над экономической частью документа, предложив союзникам для начала определиться в расхождениях и наметить пути достижения консенсуса по спорным вопросам.
— На прошлой неделе в распоряжении «Эі» оказался проект коалиционного соглашения, который на тот момент состоял только из двух частей — программы деятельности коалиции и ее регламента, а также приложения об административно-территориальной реформе. Сколько разделов будет в окончательном варианте документа, и каких?
— Я не хотел бы конкретно говорить о разделах, поскольку проект соглашения находится в режиме постоянной трансформации.
— Представители «НУ», БЮТ и СПУ говорили о необходимости разработки еще одного блока, который будет посвящен «распределению ответственности», то есть разделу кресел. Какова судьба этой части документа?
— «НУ» считает, что до согласования текста разделов, посвященных содержанию работы власти и регламенту коалиции, начинать распределение постов нельзя. А вот после приступать к решению кадровых вопросов вполне логично. У союзников иное видение процесса.
На днях они передали нам свой вариант соглашения, в котором уже прописаны принципы распределения портфелей (документ поступил в Политсовет блока «НУ» от СПУ, однако один из лидеров пропрезидентского блока Роман Зварыч заявил, что «НУ» не будетрассматривать «кадровую часть» до согласования содержательной. — Ред.).
— Помимо разрабатываемого представителями «тройки» «общего» варианта коалиционного соглашения, БЮТ и СПУ уже предложили свои. «НУ» тоже готовит свой проект?
— Да, мы разрабатываем еще и свой вариант соглашения. Однако, в отличие от союзников, пока еще не представляли его другим политическим силам. Но имейте в виду, что мы работаем не над неким феерическим документом, полностью оторванным от идеологии союзников.
Наоборот, в нем мы пытаемся максимально учесть их пожелания. А то, что вариантов документа несколько, вполне закономерно. Ведь каждая политическая сила шла на выборы со своей программой. А значит, каждая имеет свое видение коалиции.
— По информации ряда источников, «НУ» намерена «зашить» в коалиционное соглашение позиции, которые ограничат полномочия премьера или создадут формальные возможности для его отставки в любой момент. Якобы это будет сделано для того, чтобы не так больно было отдавать этот пост лидеру БЮТ Юлии Тимошенко…
— Ничего подобного. Коалиционное соглашение — документ, разрабатываемый не под личность, а под задачи. К тому же вопросы полномочий премьера должны быть прописаны частично и в коалиционном соглашении, но главное — в законе о Кабинете министров. Новоизбранные депутаты, скорее всего, рассмотрят его среди первоочередных.
— Прокомментируйте слова г-жи Тимошенко, заявившей, что коль скоро за «НУ» остается президентский пост, то остальным участникам коалиции должны быть отданы кресла премьера и спикера.
— Я отвечу слегка перефразированными словами самой Юлии Владимировны. Если бы БЮТ набрал на выборах 51%, а не 24% голосов, то он мог бы выдвигать подобные требования.
А так для формирования коалиции ему необходима поддержка «Нашей Украины». Поэтому г-же Тимошенко стоило бы научиться считаться с нашей позицией. В том числе и по кадровому вопросу.
— Около месяца назад экс-министр экономики, «бютовец» Сергей Терехин заявил «Эі», что БЮТ не слишком-то интересует позиция «НУ», поскольку в коалиции у блока 53%…
— Я не буду комментировать эти слова. Замечу лишь, что основным принципом деятельности коалиции является умение находить компромисс. При этом неважно, сколько депутатов у той или иной политической силы или сколько у нее постов. Принцип продавливания и бесконечного выяснения, кто сильнее, в коалиции не работает.
— Эксперты говорили о том, что, если БЮТ не откажется от ультимативного тона, «НУ» будет вынуждена войти в коалицию, но не участвовать в правительстве с тем, чтобы иметь возможность безболезненно отправить КМ в отставку.
— На политсовете партии такой сценарий не обсуждался, поэтому я не хочу его комментировать.
— Президент уже назвал процесс формирования коалиции «детской болезнью»…
— Просто он хорошо понимает, что формирование коалиции на политических основах — задача сложная и новая. К сожалению, этот процесс идет в логике избирательной кампании и унаследовал ее недостатки.
Но уже 25 мая депутаты примут присягу и получат конституционное право подписывать документы, связанные с коалиционным соглашением.
— Вы собирались передавать Виктору Ющенко вариант коалиционного соглашения. Который именно?
— Он попросил представить ему документ, разработанный «НУ». То есть ту часть, которая не связана с разделом сфер деятельности и кадровых вопросов. Президент хочет видеть конкретный план действий коалиционного правительства. Он заинтересован в прогнозируемой коалиции.
— Почему изменилась ваша позиция в отношении участия Президента в переговорном процессе? Раньше вы подчеркивали, что глава государства находится «над схваткой». Теперь «НУ» призывает его в качестве арбитра и просит встретиться с лидерами потенциальных членов «оранжевой» коалиции…
— Президент — моральный лидер нации, который знает политиков, их сильные и слабые стороны. Сейчас переговоры зашли в технологический тупик. Именно поэтому важно вмешательство такого арбитра.
Однако, уверяю вас, Президент считает, что большую часть переговорного процесса политические силы должны пройти сами, взяв ответственность на себя. И в этом он абсолютно прав.
— Ускорит ли процесс вмешательство Виктора Ющенко? Связано ли оно с расколом, назревающим внутри политических сил – партнеров по «оранжевой» коалиции?
— Никоим образом не связано, потому что раскола нет. Это — пропаганда, которая выгодна тем, кто не хочет видеть «НУ» в союзе с БЮТ и СПУ.
Что касается ускорения процесса, то это возможно только в случае изменения позиции некоторых участников коалиции, которым неплохо было бы отказаться от ультиматумов. Ведь страна нуждается в стабильной «оранжевой» коалиции.
— Эксперты утверждают, что «НУ» будет поддерживать оппозицию, используя ее в качестве противовеса г-же Тимошенко…
— У оппозиции достаточно других, гораздо более серьезных задач. Важно, чтобы она выполняла свои функции: критиковала и контролировала власть. Мы сторонники демократической линии в политике и потому заинтересованы в сильной оппозиции. Нуждается в ней и общество.
«НУ» намерена отстаивать ее институциональные права, привлекать ее к законодательной деятельности. Конечно, прежде всего, нужно будет принять закон об оппозиции. А мы, в свою очередь, надеемся на конструктивную оппозицию, которая не будет блокировать трибуну и работу парламента.
— Вы ознакомились с текстом коалиционного соглашения, подготовленного Партией регионов?
— Нет. Он неактуален. Коалиционное соглашение от Партии регионов нас не интересует. У «НУ» есть другие союзники. Совет партии НСНУ принял решение о создании коалиции с БЮТ и СПУ. Проводить переговоры с другими политическими силами никто никого не уполномочивал. Ни с представителями исполкома НСНУ, ни с членами политсовета партии «регионалы» никаких подпольных соглашений не заключали.
Персона.
Николай Дмитриевич Катеринчук. Председатель политисполкома партии Народный Союз «Наша Украина». Народный депутат IV и V созывов. Кандидат юридических наук. Родился 26.10.1967 г. Окончил юридический факультет Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко.
До избрания в ВР возглавлял адвокатскую кампанию «Моор и Кросондович». Женат. Воспитывает сына и дочь. Увлекается боксом и античной философией.
"Экономические известия"