Соединенные Штаты представляют большую опасность для глобальной стабильности, чем Иран или Китай? - Какой-то абсурд, - скажете вы. Но отнеситесь к этому серьезно, потому что именно так наши европейские союзники оценивают нынешнее состояние геополитической игры.
По крайней мере, это показали данные опроса Harris, проведенного совместно с Financial Times, газетой, которая по мнению большинства экспертов по внешней политике, является лучшим в мире англоязычным ежедневником.
Опрос, принесший тревожные результаты, проводился в Британии, Франции, Италии и Испании три дня, начиная с 6 июня. 36 процентов из примерно 5 000 опрошенных сочли Соединенные Штаты самой большой угрозой мировой стабильности. Иран с 30 процентами занял второе место, а Китай - третье (18 процентов).
Хуже того, исследование фонда Pew Foundation на тему отношения к Соединенным Штатам в мире, опубликованное на той же неделе, показало, что имидж Америки в мире все более ухудшается, а поддержка войне с терроризмом продолжает падать, даже в таких странах-союзниках США, как Япония.
"И, несмотря на растущую озабоченность ядерными амбициями Ирана, американское присутствие в Ираке называется угрозой миру почти столь же часто, сколь Ирак - а во многих странах гораздо чаще", отмечается в докладе Pew.
В Британии, являющейся самым важным союзником Америки в иракской войне, 60 процентов опрошенных заявили, что война сделала мир более опасным, а 30 процентов ощущают, что мир стал более безопасным. А в Испании, где в результате теракта погибло 192 человека и было ранено более двух тысяч, число тех, кто против войны, в четыре раза превышает число поддерживающих войну (76 процентов против 19).
Президент США Джордж Буш не обращает внимания на опросы общественного мнения в стране, а, тем более, за рубежом. Но то, что принесло ему популярность дома, резко снизило ее за границей. По всему западному альянсу война в Ираке - "лебединая песня" Буша - воспринимается очень негативно. Эта война стала магнитом для тайной вербовки, ведущейся ячейками экстремистов в Европе и на Ближнем Востоке. Однако европейские правительства изо всех сил стараются игнорировать общественное мнение, чтобы не допустить опасного дрейфа в трансатлантических отношениях.
За то, чтобы не допустить раскола, союзникам придется немало заплатить. На саммите США-ЕС, прошедшем в Вене на этой неделе, Бушу пришлось напомнить им, что из почти 14 миллиардов долларов, обещанных Европой на восстановление Ирака и Афганистана, было выделено меньше 4 миллиардов. Пока союзники гадают на афганской кофейной гуще, "Талибан" постепенно возвращается, а новая наркодемократия вновь принимает свою изначальную форму - наркотеократии.
Пока иранские муллы обдумывают, принять ли им коробку американо-европейских пряников (вместе с кнутами, но о них мы говорить не будем, чтобы не звучать слишком провокационно), реалисты в министерствах иностранных дел Европы давным-давно пришли к выводу о том, что Иран не откажется от 19 лет дорогостоящих тайных работ над созданием ядерного потенциала.
Реалисты и циники говорят, что единственным кнутом, который Иран воспримет серьезно, была бы морская блокада его портов в Персидском залива и на Индийском океане. Но ни Россия, ни Китай, ни целый ряд европейских союзников не согласятся на такую блокаду. Так же они не согласятся и с составленным США проектом резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающим наложение драконовских экономических санкций.
В то время, как Израиль может решить, что западная и восточная (Китай, Япония, Южная Корея) политика умиротворения не оставляет еврейскому государству другого выбора, кроме как ударить с воздуха по ядерным объектам Ирана, растет осознание того, что подобная превентивная атака немедленно вызовет глобальный кризис. Если иранцы заминируют Ормузский пролив (нефть, ежедневно транспортируемая через него, обеспечивает 20 процентов мировых потребностей), то цены на нефть перевалят через отметку в сто долларов за баррель и, возможно, взлетят до двухсот. Таким образом, военное решение маловероятно.
Дальнейшее непротивление - таков циничный (и публично не оглашаемый) вывод многих европейских гуру по внешней политике, изнуренных и тонкохребетных. Единственный вопрос, которым они задаются - что Соединенные Штаты, Европейский Союз, Россия и Китай должны стараться получить взамен? Например, возобновление инспекций МАГАТЭ на ядерных объектах, не вовлеченных в тайную программу вооружений, взамен на обещание отказаться от терроризма как метода ведения войны и нормализовать дипломатические отношения с Соединенными Штатами.
Иран, занимающий второе место в мире по объему доказанных запасов нефти и природного газа, уже расстроил планы США по его дипломатической изоляции. В середине июня президент Махмуд Ахмадинеджад отправился в Китай, куда он был приглашен на саммит Шанхайской организации сотрудничества, состоящей из 10-государств и претендующей на то, чтобы представлять "половину населения Земли".
Похоже, что члены ШОС - Китай, Россия, четыре центральноазиатских государства и кандидаты на вступление - Индия, Пакистан и Иран - готовятся дать ответ и создать противовес расширению НАТО на постсоветское пространство. По словам президента России Владимира Путина, это "энергетический клуб". На повестке дня ШОС - вопросы 'коллективной безопасности, энергетики, сотрудничества по борьбе с терроризмом, исламским экстремизмом и сепаратизмом'. Очевидно, на Востоке Иран не считается экстремистским.
Похоже, в области разработки запасов нефти Иран решил связать свою судьбу с Россией и Китаем. Это будет частью десятилетнего контракта стоимостью 100 млрд. долларов, подписанного между Ираном и Китаем в прошлом году.
На июльском саммите "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге (Россия) Путин уже не будет выступать в роли просителя. Полностью оправившись после кризиса 1998 г., Россия досрочно выплатила 22 млрд. долларов своего долга Парижскому клубу стран-кредиторов.
Также маловероятно, что США применят военную силу для того, чтобы вынудить Северную Корею отказаться от разработок ядерного оружия, находящихся на зачаточной стадии, и подготовки к запуску двухступенчатой межконтинентальной ракеты "Тхэпхотон-2" (Taepodong-2). Вероятно, за любыми авианалетами последует артиллерийский удар северокорейцев по Сеулу, столице Южной Кореи.
Вина за все последствия будет возложена на Соединенные Штаты. Опрос проведенный в 2005 г. среди южнокорейской молодежи возрастом от 18 до 24 лет, показал двукратное численное превосходство тех, кто поддержит КНДР в случае войны между Северной Кореей и Соединенными Штатами.
Усиление экономических санкций или даже морская блокада Северной Кореи Соединенными Штатами вызовут ненужные страдания. Ким Чен Ир, создавший в своей стране условия, максимально приближенные к лагерю рабов из романа Оруэлла "1984", без малейших угрызений совести позволит 2 миллионам северокорейцев умереть от голода, но не признает своей исторической неправоты.
Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что испытания ракеты станут "провокационным актом", который "углубит ее изоляцию", но сложно представить себе, как можно еще более изолировать Северную Корею. Осенью прошлого года Пхеньян вышел из шестисторонних переговоров, разозлившись на казначейство США, по инициативе которого против КНДР были приняты санкции за изготовление высококачественных подделок 100-долларовых купюр.
Мы научились жить с девятой ядерной державой в лице Северной Кореи. Судя по состоянию дипломатической игры с Ираном и отсутствию реальных силовых вариантов, нам, возможно, придется привыкать жить с десятой. Европейцы уже вступили на этот путь.
"ИноСМИ.Ru"