Они уезжали отсюда пятнадцать, десять, пять лет назад… В начале девяностых, к примеру, квартиры в отдельно взятой Одессе упали в цене до тысячи долларов за комнату. Уезжали, впрочем, не из одной Одессы. Изо всех республик бывшего СССР. Конечно, не по причине каких-либо преследований на национальной почве. Хотя, в брежневскую эпоху их родители хлебнули и оскорблений, и унижений. В те времена во дворах самой современной и социально стабильной Москвы в спину дразнились «жидом», да и поступить в институт и на хорошую работу было запросто далеко не всем.
Мотивы выезда на ПМЖ в Израиль в конце 1980-х и далее были совершенно иными. Постперестроечная эпоха избавила евреев от подобных унижений, но прибавила других, тех, которые они разделили со всеми нами — неевреями. Нам вместе довелось очутиться в разорванной стране с разрушенной экономикой, разгулом бандитизма, оборотнями в погонах и прочими прелестями горбачевско-ельцинской эпохи. Абсолютной массе постсоветских граждан чье бы то ни было еврейство, было совершенно до лампочки. От всеобщей бедности, обреченности и переживаний за судьбу детей, евреи отличались от многих других тем же, чем отличались греки и немцы. Наличием мечты, подкрепленной реальной возможностью на вполне законных основаниях покинуть страну, в которой им хватило ума даже не пытаться что либо изменить. Да и что они могли изменить…
Они выехали в Израиль, чтобы оказаться в далеких от прошлой жизни условиях, разумеется, не в лучшую сторону. Многие не выдержали, и не сумели полноценно интегрироваться в совершенно другое общество, отнюдь не в большей степени социально стабильное, да к тому же постоянно сотрясаемое терактами и политическими кризисами. Европа и Израиль, в свою очередь, испытали неслабый шок от нашествия, вторжения в Израиль, в конфликтный регион, самых, что ни на есть русских.
Да, именно русских, поскольку, как нам это не удивительно, все эти «пять миллионов евреев»… Читай не просто евреев, а евреи плюс армяне, азербайджанцы, грузины, украинцы, белорусы, молдаване и прочие, умудрившиеся хоть каким то боком доказать наличие в родословной лиц еврейской национальности. Все они в любой части света воспринимались местным населением именно как русские. Уникальная ситуация в отдельно взятом Израиле, когда за считанные годы «русских» в нем оказалось пять миллионов, возмутила разум сочувствующих палестинцам англичан, норвежцев и прочих европейцев. Такой вот возмущенной и негодующей отныне формировалась невидимой пропагандистской рукой позиция всего европейского общества в отношении русских израильтян.
С тех пор принято считать, что именно русские, а вовсе никакие там не евреи, вместо того, чтобы счастливо жить и радоваться до умопомрачения наступившей в республиках бывшего Союза демократизации, совершили отнюдь не демократический, а прямо-таки оккупационно-экспансионистский рывок в стиле Золотой Орды. И эти самые русские, числом в пять миллионов, своим нежданным вторжением резко дестабилизировали ситуацию на Ближнем Востоке.
Любой европеец с университетским образованием сегодня объяснит вам причины нестабильности в этом регионе именно «русским нашествием». «Заберите обратно домой свои пять миллионов русских и в Израиле, и вокруг Израиля наступит долгожданный мир и порядок». Эту фразу мне приходилось слышать не в каких-нибудь Эмиратах, а именно в сегодняшней Европе не раз, и не два. На уточняющий вопрос: «это политика правительства?» Звучал всегда и тот же уточняющий ответ: «это политика общества».
Русские израильтяне, пожалуй, и вправду звучит вернее, чем «евреи». Они выросли рядом с нами, первыми их словами были русские слова «мама» и «папа»… Они ходили в наш детский сад, и нашу же, русскую, среднюю школу. Кто-то успел поучиться в ПТУ или университете. И, надо отдавать себе отчет в том, что эти люди были далеко не самыми плохими из всех остальных русских. Из моих русских друзей детства с еврейской кровью ни один не стал вором и убийцей, садистом или оборотнем в погонах, подлецом или трусом.
Конечно, мы всей страной проходили разные этапы. И, разумеется, им было немного легче, имея в кармане тот самый, на черный день припрятанный «билет в другую реальность». Имея мечту уехать в теплую страну, где каждый камень связан с событиями двух – трехтысячелетней давности. Пусть о реальной ситуации в Израиле толком в полной мере им никто не рассказывал, ни сотрудники центров, ни раввины, ни уже устроившиеся на новом месте новоиспеченные израильтяне… Те самые, русские израильтяне, и в семье, и во сне говорившие и говорящие до сих пор на одном с нами языке. На русском. На мой взгляд, 99% отъезжающих в Израиль были слишком далеки от политики, и в значительной степени далеки от религии. Уезжали туда отнюдь не «гиперсионисты». Хотя, попадая в кольцо врагов, радикализация взглядов происходит сама собой в качестве пробуждающегося инстинкта самосохранения. Зова крови. Наверняка, в том числе и русской крови.
Первыми уезжали, успев подзаработать на быстрых деньгах, свалившихся на голову в результате случившегося стараниями Егора Тимуровича и его команды экономического хаоса. Уехали, чтобы сохранить деньги, в надежде занять достойную нишу «на исторической родине». Вывезли семьи, а сами… Многие из этих первых авантюристов все ж вернулись обратно, чтобы и дальше испытывать счастье на российском «поле чудес». Основной же массой из всех пяти миллионов русских израильтян оказались отнюдь не крупные предприниматели, а такие же как и мы, русские, но, в отличие от нас, имевшие вполне законный шанс уехать прочь от нищеты, безработицы, необходимости отдавать детей в армию, не имеющую аналогов по ужасам, садизму и бессмысленным жертвам, наверное, ни с какой другой армией мира.
Многие из моих друзей уезжали в призывном возрасте, прекрасно отдавая себе отчет в том, что им предстоит служить в практически постоянно воюющей израильской армии. И это было, с их точки зрения, более достойным делом, нежели потерять здоровье и расшатать психику в разлагающейся не по дням, а по часам, армии российской и прочих других. Все-таки, отслуживший израильтянин — это уже кое-что, уже определенный трамплин, знакомства, чувство сопричастности к происходящему на маленьком клочке земли, находящемся в плотном кольце.
Речь идет о кольце врагов, регулярно съезжающих с дипломатической риторики на более привычный язык фанатиков-самоубийц, взрывающих автобусы, кафе и дискотеки по праву принадлежности к единственно верному и единственно возможному учению «всемилостивого и милосердного»…
Русские израильтяне оказались на острие конфликта не только благодаря армейской службе в подразделениях ЦАХАЛ, но и благодаря политике Шарона, решившего, что уход русских переселенцев с якобы оккупированных территорий немедленно решит все региональные проблемы и основания для дальнейшего арабского террора исчезнут сами по себе. Возможно, слабо представлял Шарон, что единственным основанием для террора со стороны арабов является сам факт существования Израиля. Возможно, он имел определенные обязательства, заставившие его сменить облик героя войны на человека, отдававшего приказы о силовых акциях против поселенцев. В значительной части поселенцы были русскими. И не удивительно, что кадры «оранжевого сопротивления», самоподжоги наших бывших соотечественников в серьезной степени радикализировали израильское общество, и всколыхнули общество российское. Поскольку ежедневный просмотр столкновений с армией и полицией наших соотечественников, их обреченность и опыт самопожертвования воспитывают даже самых бесхребетных из нас…
Зарубежная печать в последние дни взахлеб пишет о страданиях жителей Ливана, демонстрируя в цвете слезы женщин и трупы детей. Такое ощущение, будто речь идет о каких-нибудь злодействах советских войск в Афганистане. Сравнение не случайно, глядя на кадры телекомпаний, всегда следует помнить о пяти миллионах «русских оккупантов» в Израиле. По сути, нашим с вами соотечественникам объявлена информационная война. Нужно же иметь столько приличия, чтобы взвешивать «соразмерность» ответных ударов израильских вооруженных сил на похищение собственных солдат. «Из-за двух-трех солдат бомбить города! Какие негодяи!».
Надо ведь понимать, что похищенные солдаты — это просто последняя капля, переполнившая чашу терпения израильтян. Чаша эта доверху наполнена кровью женщин и детей, многие из которых являются нашими с вами соотечественниками и до сих пор имеют множество родных и близких в России и республиках СНГ. Почему ни одна телекомпания мира не транслирует старые пленки? Хотя бы ту, с взорванной русской дискотеки. И все прочие, где в списках погибших жертв теракта многократно встречались русские фамилии.
Также на досуге можно продемонстрировать еще раз интервью руководителя «Черного Сентября» от 2000 года, в котором тот, браво поглаживая бородку и демонстрируя умение пробегающего рядом маленького мальчика, будущего «шахида», управляться с автоматом Калашникова. Черный бородач тогда пообещал журналисту российского телевидения, что после уничтожения Израиля его воины обязательно приедут на Кавказ, помогать очередным «праведникам Аллаха» в борьбе против русских оккупантов.
Не понимаю, по какой такой причине нам необходимо сочувствовать этому и подобным ему персонажам, и их семьям хоть в Палестине, хоть в соседнем Ливане. Восток не терпит долгих церемоний. Чтобы тебя уважали, нужно быть дерзким и беспощадным. Русские израильтяне в полной мере освоили эту восточную стратегию. Спросим себя сами, если бы нынешние Ливан и Хезболлах находились не в Средиземноморье, а, к примеру, на территории нынешней Финляндии и стран Прибалтики, насколько комфортно чувствовали бы себя жители Калининградской области? Хватило бы мужества у нынешней российской элиты спасти, если не жизнь своих пограничников, то хотя бы честь нации, в аналогичной с похищением солдат в Израиле, ситуации? Или, как всегда, важней оказались бы прибыли от оружейных поставок арабским друзьям, или вероятные горы компромата на высокопоставленных российских чиновников, неслабо нагревших руки на помощи Ираку и различного рода шейхам и совместным коммерческим структурам, укрепляющих отношения элиты и наших восточных партнеров? Что русскому народу от удачных продаж нашей военной техники арабам, особенно в то время, когда перевооружение собственной армии — лишь плод фантазий и многолетняя демагогия «на тему»?
Необъективная оценка властью и политической элитой РФ ситуации на Ближнем Востоке ведет не к одному лишь росту антисемитизма в России. Хотя, косвенным образом на рост подобных настроений предпочтения нынешнего российского руководства, так или иначе, но влияют. Несмотря на годы, прошедшие со времени выезда наших с вами соседей, друзей и коллег по работе на ПМЖ в Израиль, благодаря современным технологиям, связь между нами и русскими израильтянами не оборвалась. И на бытовом уровне сегодня абсолютное большинство россиян и жителей других республик бывшего СССР искренне переживают за судьбу соотечественников, а то и в открытую предлагают вернуться, и, возможно, нынешний конфликт заставит часть соотечественников уехать обратно.
Но, все же, нынешнее обострение конфликта — далеко не первое. Русские израильтяне вряд ли побегут обратно, даже если каким-то магическим образом жизнь в России станет безопасной, социально стабильной и вообще все преобразится. Эти люди уже выбрали свой рубеж, и, как многократно случалось ранее, выстоят на нем до конца, и подадут пример всем нам, кого эта война не коснулась. И, несмотря на то, что цены на квартиры в Одессе сегодня по украинским меркам запредельны, рано говорить о том, что «евреи возвращаются». Они еще поучат нас с вами любить свою родину, свою веру, и защищать свои традиции. В конце концов, еврейскому государству, действительно три тысячи лет, и кому как не ему быть сегодня примером стойкости, сплоченности и решительности… Особенно, в отношении разрушающихся и падающих, некогда очень даже сильных, империй и цивилизаций…
Роман Коноплев, «АПН»
ELCOMART Международная жизнь