Белый дом: "Невозможно предположить, когда будет голосование"
Текст резолюции ООН по прекращению огня в Ливане разделил Францию и Соединенные Штаты: разногласия связаны со сроками и способами размещения международного контингента.
Постоянный представитель Великобритании в ООН Эмир Джонс-Пэрри заявил о наличии "целого ряда разногласий по тексту", в то время как его французский коллега Жан-Марк де ля Саблиер и американский коллега Джон Болтон стараются избегать подобных выражений с явным желанием скрыть противоречия, чтобы избежать повторения полемики, возникшей в 2003 году по Ираку.
Но никакие ухищрения не способны скрыть разногласий между двумя коспонсорами обсуждаемого проекта резолюции. Чтобы убедиться в этом, остаточно сравнить слова, произнесенные французским президентом Жаком Шираком в Тулоне: в ближайшие часы "Париж может самостоятельно представить свой текст резолюции" – с тем, что сказал Тони Сноу, пресс-секретарь Белого дома: "Невозможно спрогнозировать в данный момент, когда пройдет голосование в СБ ООН".
Разногласия между Францией и Соединенными Штатами возникли вокруг механизма обеспечения прекращения огня. Париж, поддержав ливанские предложения, одобренные Лигой арабских государств, хочет изменить существующий проект и ввести механизм, в силу которого израильская армия "незамедлительно" покинет территорию Ливана после прекращения боевых действий.
Израильтяне должны будут передать свои позиции наблюдателям UNIFIL (временных сил ООН в Ливане), а те "в течение 72 часов" передадут их 15 тысячному контингенту армии Бейрута, который премьер Фуад Синьора обязался направить на юг страны. Но такой сценарий не удовлетворяет Вашингтон, потому что он позволит боевикам "Хизбаллах" вновь закрепиться в Южном Ливане.
Известны три причины отказа американской стороны: "голубых касок" UNIFIL мало, и они плохо вооружены; 72 часа, обозначенные для передачи полномочий, создают опасный вакуум власти; ливанские силы самостоятельно не способны противостоять давлению со стороны хорошо подготовленных повстанцев шейха Хасана Насраллы.
Предложение США, уже содержащееся в известном проекте резолюции, заключается в том, что позиции, которые оставит Израиль, должен занять международный контингент – чтобы "не было вакуума власти" в ожидании прибытия ливанской армии, "которая самостоятельно не может сделать этого", о чем и заявил Сноу.
"Мы исходим из убеждения, подтвержденного и в заключительных документах G8, что цель мирового сообщества – не допустить возвращения боевиков "Хизбаллах" туда, где они были, поскольку это чревато новыми кризисами", – утверждает Болтон, подчеркивая, что "с самого начала мы говорили о том, что хотели бы изменить на длительную перспективу ситуацию в Южном Ливане", и это означает поставить "Хизбаллах" "в условия, лишающие возможности развязывать конфликты".
Не случайно Сноу, находясь на техасском ранчо в Кроуфорде, отметил: "Если не будет новой резолюции, будет достаточно применить уже существующую резолюцию 1559", предусматривающую полное разоружение ливанских милиционных формирований. Другими словами: решение есть даже в случае паралича Совета Безопасности.
Итак, позиция США отражает подход Израиля, в то время как позиция Франции отражает требования Ливана: между Болтоном и де ля Саблиером может произойти "короткое замыкание", кроме того, нельзя исключать вероятности дипломатической игры, целью которой будет движение сторон к компромиссу, чтобы голосование состоялось уже сегодня или завтра. "Отказ от прекращения огня был бы аморальным", – предупредил Ширак, в то время как Белый дом просит как Израиль, так и "Хизбаллах" "избегать эскалации".
В попытке преодолеть тупик эмиссар США Дэвид Уэлч встретился в Бейруте с Синьорой и просил его согласиться с размещением многонациональных сил после ухода израильтян, но премьер-министр после встречи со спикером парламента Набихом Берри и министрами "Хизбаллах" ответил отказом.
Насралла выступил по телевидению, назвав "несправедливой" нынешнюю версию резолюции и поддержав позицию Синьоры в отношении размещения ливанских солдат до прихода сил ООН, и тем самым лишь показал Вашингтону и Иерусалиму, что боевики "Хизбаллах" уверены, что смогут вернуться на Юг, используя в качестве щита ливанских солдат.
Маурицио Молинари, “InoPressa”