Политическое межсезонье оказалось для партий средней руки еще более сложным, чем для властных верхов. Хотя проблему приходится решать примерно одну и ту же - с кем быть.
Прошедшие в субботу съезды двух противоположных по идеологии партий - "Трудовая Украина" и ПРП - по сути были созваны для решения одних задач: кто будет стоять во главе партии, и, как следствие, с кем она пойдет на выборы. И если трудовикам примерно понятно направление их движения, но непонятно, кто будет лицом партии, то пеэрписты не могут определиться ни с первым, ни со вторым.
Партия Виктора Пинзеника "Реформы и порядок" была давним соратником Виктора Ющенко. В лице лидера - еще со времен совместной работы в Кабмине, а самой партии - с периода формирования коалиции национально-демократических сил перед выборами 2002 года. Как считают члены ПРП, и тогда, в 2002-м, и в период выборов 2004 года партия стала костяком, вокруг которого группировались основные силы и велась штабная работа в регионах. "Реформы и порядок" настолько идейно и организационно слились с командой Ющенко "Наша Украина", что даже решили присвоить себе одноименное название. О чем и было заявлено летом 2004 года.
После выборов президента на волне популярности брэнда "Наша Украина" за него развернулась настоящая подковерная борьба, сопровождавшаяся возмущением партийцев НСНУ и бесконечными выяснениями юридической правомочности такого шага. Ситуация разрешилась сама собой и неожиданным образом: на последнем съезде пеэрписты сами отказались от названия "Наша Украина" и вернули себе старое название.
Мотивировалось решение тем, что за последние месяцы брэнд "НУ" очень сильно себя дискредитировал. Вернее, не сам брэнд, конечно, а отдельные деятели НСНУ, имена которых новая оппозиция в последнее время называла много и часто. ПРП хочет быть верной своим старым идейным традициям и вместе с тем категорически требует обновления принципов работы команды власти.
О несогласии с линией главной партии пеэрписты заявляли много и публично. Пинзеник, Терехин и Томенко имели свою, особую позицию по многим вопросам в правительстве Тимошенко, никто не сомневался, что эта команда пойдет вслед за экс-премьером. В то время как Томенко сотоварищи вел переговоры об объединении усилий ПРП и БЮТ, голосование по кандидатуре Еханурова проявило разброд и шатания в партии. Голоса легли почти пополам... А Пинзеник почему-то остался в правительстве.
Многие восприняли это как знак лояльности лидера ПРП президентской команде, а значит, возможно, и самой партии. Тут же поползли слухи о том, что главу партии "Реформы и порядок" будут менять, уже созвали внеочередной съезд, на котором прочили "коронацию" Томенко или Филенко и объявление о блокировании с блоком Тимошенко. Действительность оказалась проще, но запутаннее. Дворцовый переворот почему-то не произошел - вопрос о смене руководства партии даже не значился в повестке съезда. Сам Пинзеник совершенно холодно прокомментировал эту тему: "Что повлияло на решение партийцев, не знаю, но я за должности не держусь".
В кулуарах изменение тактики съезда объясняли тем, что Виктор Михайлович смог объяснить причины, по которым он остался в правительстве, как чисто экономические - необходимость довести до конца принципиальные для него вопросы. И как-то ненавязчиво звучала оговорка - если вопросы будут решаться не в задуманном министром формате, он уходит.
Как оставил себе поле для маневра Пинзеник, так и не рискнула сжигать за собой все мосты основанная им партия. Несмотря на большое желание партийцев без промедления заявить о блокировании на выборах с БЮТ, звучали и призывы подождать, посмотреть. А официальным языком это называлось - приложить все усилия для объединения всех "помаранчевых" сил, то есть коалиции в старом формате.
Насколько это возможно и какие условия к этому у самих пеэрпистов, смотрите выше. В резолюции съезда Томенко собственной рукой записал: "Считать необходимым начать переговоры по созданию общей с партией "Батьківщина" программы; идти на выборы или в блоке с БЮТ или самостоятельной партией; обсудить эти вопросы в областных организациях и принять окончательное решение на съезде 3 декабря". По сути, именно к отсрочке призывал однопартийцев Пинзеник.
Что он знает и чего ждет? Сложно сказать наверняка. То, что переговоры об участии в блоке (и, конечно же, списке) ведутся на обоих фронтах, никем не отрицается. Но если работу с БЮТ видно невооруженным глазом, то имена переговорщиков с НСНУ никто назвать не может. В конечном итоге, кроме идейных флагштоков, цель переговоров проста - не прогадать с адекватностью вознаграждения организационному участию в кампании и "честно" поделить места в списке.
Пока же одна из немногих действительно хорошо организованных правых партий находится в каком-то безвременьи - они уже не здесь, но еще и не там, партийцы неофициально ведут "индивидуальную" работу по своему участию в списках блоков, а праволиберальная идея незаметно размывается - как в одном, так и в другом крыле "помаранчевых".
Леся Падалка, "CN-Столичные новости"