Предвыборная гонка началась. Сегодня каждый считает своим долгом уличить своего оппонента в каком-либо безобразии. Снова и снова: коррупция экс-правительства, очередное «возобновление» дела Гонгадзе, финансирование Березовским предвыборной кампании Ющенко, возвращение Павла Лазаренко…Перечисление можно продолжать. Цель все равно остается одной – понравиться избирателю.
Свое мнение относительно политических процессов, происходящих в стране, корреспонденту ForUm’a высказал политолог, директор социальной службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.
- Павел Лазаренко заявляет, что намерен вернуться в Украину, и не исключает, что будет баллотироваться в депутаты Верховной Рады на выборах 2006 года. По Вашему мнению, возможна ли «реинкарнация» Павла Ивановича?
- Да. У нас сейчас такой период постмодернизма, когда люди, которые, казалось бы, исчезли с политической арены и представляют безнадежный, малозначащий политический вес, потом вдруг становятся лидерами блоков.
Уровень скандальности в Украине такой высокий, что возникновение новых фигур или исчезновение известных вполне возможно. Поэтому я не удивлюсь, если приедет Лазаренко и попытается пробиться в парламент, как это случилось в 1998 году.
Проблема только в том, что он, конечно, ляжет тяжелым грузом на политические ниши Тимошенко, потому что ему нужно играть какую-то роль, он должен как-то позиционироваться. И тут, грубо говоря, широкие массы и политикум будет путать - он же наверняка будет ассоциироваться где-то с Центром или со старой Громадой. И тогда станет вопрос: кто отделяется. Либо Тимошенко, как уже поднявшаяся на вершину Олимпа, либо Лазаренко, отделяющийся от своего прошлого.
- А они не объединятся?
- Вот это будет самый крупный скандал, сенсация XXI века. Но я думаю, что не объединятся. Сложилась жесткая схема, по которой Партия Регионов и Батьківщина заходят в парламент Украины и формируют его. Всем остальным игрокам будет трудно, кто бы это ни был: Ющенко, Лазаренко и так далее. Я думаю, что это понятно и Москве, и Вашингтону, потому что играть со всеми – не для ленивых чиновников Кремля и Вашингтона. Скорее всего, будет выделяться какие-то две силы, которым будут оказывать предпочтение. И я вижу эти две силы: «обновленная, очищенная, облагороженная» Партия Регионов и Батьківщина.
- Для предвыборной кампании, как известно, необходимы не малые деньги. Откуда они у Павла Лазаренко? Это украинские деньги?
- Я думаю, что украинские, а не американские. У нас вообще уже не стоит проблема поиска зарубежных денег. И в этом смысле то, что вытворяет Березовский, говоря о том, что он чуть ли не родитель оранжевой революции – это чистой воды международный эпатаж, самореклама, способ привлечь к себе внимание Путина, а не украинских политиков.
- Кстати, о Березовском. Сегодня тема номер один – это финансирование Борисом Абрамовичем предвыборной кампании Ющенко. Коммунисты говорят, что он подтвердил факт финансирования, сам же Березовский назвал ложным заявление Компартии. Что происходит?
- А это новый, очень хороший формат: мы видим, когда идет информационное сообщение, что открывается уголовное дело против бывшего Президента, потом тут же говорят, что нет. Открыл-закрыл-открыл-закрыл – это новая игра, которую практически все сейчас используют, такая новая украинская игрушка. Но это очень плохо, потому что идет постоянное дезориентирование населения.
То, что делают, допустим, социалисты, по отношению к Литвину и то, что делают коммунисты по отношению к Ющенко – это все способы самообновления, «реинкарнации». И тем, и другим нужно как-то вырваться из зоны риска, все-таки по 5 % - очень мало, поэтому они просто ищут способы политической активности. Ну не защищать же им, действительно, интересы населения. Это будет совсем уже жестоко.
- А депутаты не боятся, что люди в канун выборов перестанут им верить?
- Нет. По нашим данным, 70 % населения собирается придти на выборы. После оранжевой революции, как сторона восточной Украины, так центральной и западной все-таки испытала незаконченность результатов. Поэтому люди придут хотя бы для того, чтобы цикл закончился, чтобы сказать свое последнее веское слово.
- Как Вы восприняли состав нового Кабмина?
- Это вторичный Кабмин. Даже молодые люди, которые туда пришли, не обладают амбициями. Он избран исключительно по степени неспособности осуществить какие-то громадные цели. Я думаю, что это технический Кабмин по отношению ко второму премьер-министру в виде Ющенко, который исполняет роль играющего тренера. Мне кажется, что он пытается непосредственно заниматься экономическими проблемами через Кабмин. Это тоже ошибка. Кучма, кстати, очень быстро отказался от такой схемы, потому что теряешь время, не занимаешься стратегией, а все неприятности ложатся на тебя. Я думаю, что где-то после нового года у нас появятся элементы нового Кабмина.
- Если перейти на личности. Как Вы оцениваете, например, Виктора Бондаря в роли министра транспорта?
- При уровне скандальности такие оригинальные решения Президента тоже носят скандальный характер. Я не думаю, что у Бондаря будет возможность показать себя, как министра. Но с другой стороны, его задача – просто не наделать ошибок и доказать, что он все-таки не является марионеткой в чужих руках. Если он хотя бы с этими двумя задачами справиться, я уже не говорю о проблемах отрасли, то это уже будет хорошо.
- Поговаривают, что Бондарь – человек Червоненко…
- Вообще, по-моему, Червоненко не тот человек, который может кого-то поставить. Навряд ли, предыдущее правительство так быстро укоренилось в системе, что может оставить после себя наследника.
Конечно же, кто-то лоббировал этого человека. Но мы об этом сразу узнаем по тому, как распределяется бюджет министерства транспорта, и поймем, кто в этом заинтересован. Тогда мы с вами будем говорить: да, этот человек явно работает под какие-то коммерческие схемы, и мы видим, кто за этим стоит.
- Вернемся к скандалам. Еще один из последних – это возбуждение уголовного дела против Петра Порошенко. Чем это закончится?
- Ничем не закончится. Слишком большой накат компромата на Порошенко и, насколько я разбираюсь в «черном» пиаре, такой уровень, как правило, общественное мнение не выдерживает. Потом просто наступит какое-то омертвление, когда общественность не будет реагировать на то, что связано с Порошенко.
- Петр Алексеевич заявляет, что останется в политике…
- Правильно и делает, что выживает. Порошенко – сильный игрок, но, думаю, что он получил слишком много ударов, поэтому ему потребуется не меньше полутора лет для того, чтобы восстановиться.
Ольга Москалюк, «ForUm»