Де-юре украинская оппозиция нелегитимна, де-факто ее назначают. Правило назначения «официальной» оппозиции ввел Леонид Кучма. Звание оппозиционеров экс-гарант «пожаловал» коммунистам. Всем было удобно, рейтинги сохранялись и у власти, и у «системной оппозиции».
Виктор Ющенко, судя по всему, решил не утомлять себя «изобретением велосипеда». Напрочь забыв, что оппозиция у нас многолика, для собственного удобства назначил ее в единственном числе: Партию регионов, подписав с ее вождем совместный меморандум. Так выгодней. Ведь апеллируя к тому, что «Регионы» во главе с Виктором Януковичем – олицетворение режима Кучмы, власть и пропрезидентская сила «Народный союз «Наша Украина» всегда смогут найти поддержку в массах.
Тем не менее, оппозиционное лицо Украины достаточно пестрое. От истинных коммунистов, пытающихся стать умеренными патриотами "регионалов", всегда лояльных «зеленых» до лево-центристских эсдеков и ультралевых прогрессивных социалистов. Все они – тоже люди, и им хочется кусочек электорального пирога. Вот только откусить его удастся далеко не всем.
Начнем с «официальных» назначенцев – Партии регионов. Сегодня рейтинг партии составляет около 20%. Не исключено, что к моменту выборов показатели могут немного повыситься. Это напрямую зависит от эффективности политики Ющенко. Столь высокий рейтинг и практически отсутствие общего электората с другими оппозиционерами остановил регионалов на пути следования моде этого избирательного сезона - блокированию. Слияние с «Новой демократией» Евгения Кушнарева – не в счет, таким образом, в список будут включены от силы 2-3 новых человека.
«Регионы» наотрез отказались объединяться с СДПУ(о). Что вполне понятно: списочные аппетиты бывшей партии власти велики, а у "донов" и своих охочих получить «парламентский зонтик» от назойливых, как мухи, прокуратуры и МВД, предостаточно. Сюда же пыталась примкнуть и «Трудовая Украина» во главе с Владимиром Сивковичем. Но не лишенный амбиций и админресурса Валерий Коновалюк (лидер другой части «Трудовой Украины», оказавшейся единственно легитимной в нашей стране «Трудовой Украиной») сделал объединение невозможным. Так что Сивковичу и Ко теперь осталось разве что последовать примеру «Новой демократии» и влиться в «Регионов» в индивидуальном порядке.
В тоже время не надо забывать, что на кону кресло премьер-министра. Думается, Виктор Федорович по этому поводу имеет абсолютно здоровые амбиции, подкрепленные рейтингом партии и расколом в лагере «оранжевых».
В списке оппозиционных партий, имеющих шансы на попадание в парламент, по-прежнему находятся коммунисты. Их рейтинг около 6%. Приходит мысль, что истинным коммунистам суждена недолгая политическая жизнь. Около двух политических сезонов. Их рейтинг по-прежнему падает, харизма лидера Петра Симоненко, увы, поддерживает боевой электоральный в дух лишь у ветеранов Великой Отечественной и органов НКВД.
Разделяющая коммунистически-социалистический электорат, радикальная ультралевая Прогрессивно-социалистическая партия Натальи Витренко сегодня имеет 2-3%. Соответственно, есть шанс на попадание в парламент. Поэтому Наталья Михайловна на пару со своим боевым товарищем Владимиром Марченко, активно используя пророссийскую риторику, пиарится, как может. Она уже устроила парочку шоу для поднятия рейтинга: на 60-ю годовщину ОУН-УПА и годовщину «оранжевой» революции. Витренко также была замечена в попытках создать блок совместно с «Державой» бывшего генпрокурора Геннадия Васильева. Но последнему то ли денег стало жалко, то ли рейтинг Витренко не впечатлил, то ли ее соратник навел на разные размышления, однако Геннадий Андреевич бросил, можно даже сказать - кинул свою спутницу по дороге в Верховную Раду, и пошел обратно к Януковичу. Ей бы к коммунистам примкнуть, да грехи не пускают. Не раз она отбирала электорат у Петра Симоненко, что надолго, если не навсегда, закрыло ей доступ к телу истинных коммунистов. Кроме того, монолитность КПУ не позволяет им брать кого-либо к себе в лодку.
Рейтинг остальных оппозиционеров только оставляет желать лучшего. Несмотря на это, они активно ищут формы и пути попадания в высший законодательный орган. Две бывших партии власти и ее же жертвы – Социал-демократическая партия (о) и Народно-демократическая партия находятся в крайне неудобной позиции по отношению к будущему депутатству: их никто не хочет. Простая арифметика: демонизированный имидж Медведчука скорее отнимет проценты, чем прибавит. Был неплохой вариант: блок Леонида Кравчука, который вправду мог дотянуть до заветных 3 %. Но Виктор Владимирович не выдержал и перечеркнул всю предыдущую работу пиар-технологов, тщательно скрывающих его от публики. Его появление на людях напомнило многим, что эсдеки вытворяли во время правления Кучмы. Все пошло насмарку, и сегодня мало кто верит в успех этой политической силы.
Лидеру дважды народных Валерий Пустовойтенко наверняка снится сон ужасов: купол Грушевского, 5 в ближайшие пять лет не будет согревать его голову, душу и кошелек. Да и не только на этот период. НДП имеет шанс уйти в политическое забвение, ибо рейтинг ее не первый год упорно стремиться к 0%. Валерий Павлович всегда старался быть хитрее всех и держать нос по ветру. И перестарался. С момента его отставки с поста премьер-министра его партия стала катастрофически терять электорат. Которого, по сути, никогда в изобилии и не было, но все вопросы решал админресурс. Потом место фаворита заняла СДПУ(о). Надо было что-то решать. Пустовойтенко не отчаялся и пытался всеми фибрами доказать Леониду Даниловичу, что он его преданный солдат. Появились политические проекты типа «Злагода» - общественной организации специально для поддержки Кучмы. Не помогло. Мало того, лучшие эндеписты разошлись по разным партиям, оставив Валерия Павловича наедине с самим собой. Так что громкие заявления о самостоятельном походе на выборы выглядят даже не смешно, а скорее абсурдно. Пустая трата времени, денег и остатков авторитета бывшего премьера.
В отличие от бывших фаворитов Кучмы, у Партии Зеленых есть шанс. Их рейтинг, правда, с трудом дотягивает до 2 %. Тем не менее, наблюдается позитивная тенденция. Не надо забывать, что «зеленые» вот уже 4 года не принимают активного участия в политической жизни страны, тем не менее, количество электоральной любви осталось на том же уровне, что и на выборах 2002 года. «Зеленые» пытались всегда позиционировать себя как нейтральную политическую силу с чистыми руками и помыслами. Тем не менее, были замечены в поддержке Кучмы на выборах 1999 года. Вообще-то для политтусовки никогда не было секретом, с чьих рук «зеленые» берут свою «зелень». Но политика «ни нашим, ни вашим» на выборах 2002 года сыграла с ними злую шутку. Окрыленные победой еще 1998 года, не желая смешиваться с пропрезидентской «За едУ», они пошли самостоятельно и с треском проиграли. Поговаривают, что Виталий Кононов со товарищи около полугода пребывали в глубоком шоке. Сегодня экологически чистая политическая сила вряд ли попадет в парламент, но воспользуется моментом, дабы напомнить о себе избирателю. Возможно, к следующим выборам при хорошей работе и пиаре «зеленые» таки подтянутся к заветному проходному барьеру.
Оставшиеся оппо: "Союз" Алексея .Костусева, Христианско-демократическая партия Виталия Журавского, блок Евгения Марчука «Трудовой Союз» et cetera - откровенные аутсайдеры предстоящих выборов. Им не «светит» ни в 2006, и вряд ли в 2011 году.
Можно только поздравить власть. Украинская оппозиция фактически такая же разрозненная, как и сама провластная команда. Разброд и шатания будут играть на руку Ющенко, если он, конечно же, сможет умело этим воспользоваться. Но недооценивать врага тоже нельзя, ибо так очень скоро можно самому оказаться в оппозиции.
Инна Жолобович, DailyUA