Богдан Владимирович Губский — один из самых непотопляемых обитателей политического и бизнесового олимпа страны. Его называют "кибернетическим разумом" (он, кстати, доктор наук, по образованию — кибернетик). Говорят, что он никогда не ошибается. В выборе объектов капиталовложений и политической "крыши". Губский и его компаньоны процветали на закате Советского Союза и позже — при Леониде Кравчуке и его тезке Кучме. Неплохо Богдан Владимирович чувствует себя и при новой власти. Этот предприимчивый и сравнительно молодой (как для политика такого масштаба) человек практически моментально нашел общий язык с представителями "помаранчевого" лагеря, и, возможно, еще год-два — и электорат подзабудет, что Губский & товарищи когда-то безоговорочно поддерживали Леонида Даниловича и его преемника, ныне впавшего в состояние крайней оппозиционности. Впрочем, Богдан Владимирович — как человек умственно очень даже полноценный и обладающий высокоразвитым инстинктом самосохранения — всегда ставил на власть и потому, если и не был ею сильно обласкан, то, по крайней мере, не был бит. Сегодня Богдан Владимирович сделал ставку на Юлию Тимошенко. Юлия Владимировна, правда, как бы в оппозиции. Но сейчас вроде времена не те, когда оппозиционность чревата некомфортностью для бизнеса и здоровья. К тому же, Богдан Владимирович своим "кибернетическим" мозгом пораскинул и пришел к выводу, что после выборов-2006 Тимошенко премьером будет. А тогда, стоит полагать, жить станет лучше и, не исключено, — веселей. По крайней мере, Губскому.
"Эсдек" по бизнесу
Известно, что будущий сторонник первого "оранжевого" премьера родился 30 марта 1963 года в Киеве в семье высокопоставленного военного, детство провел во Львове, где учился в элитарной школе. В 1985 году закончил факультет кибернетики Киевского университета им. Шевченко и занялся научной работой, параллельно неся свет знаний студентам. В 1989 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Регуляторные программные алгебры обобщенно вычислительных функций", став кандидатом физико-математических наук, а позже получил степень доктора. В 2003 году даже попытался стать член-корреспондентом Академии наук, но отечественные светила науки почему-то Богдана Владимировича в свои ряды не пустили.
Если перелопатить все публикации, посвященные Губскому и претендующие на объективность, негатива о нем вы практически не найдете. Несмотря на то, что он входил и, как считают некоторые эксперты, до сих пор входит в одну из самых одиозных финансово-промышленных групп, которая устойчиво ассоциируется с СДПУ(о) — "великолепную семерку" (хотя сейчас, в связи с таинственной гибелью одного из основателей ФПГ, ее уместнее называть "шестеркой"). Человек непосвященный навскидку может назвать только нескольких участников этого финансово-политического объединения — бывшего главу администрации Кучмы Виктора Медведчука, а также братьев-футболистов Григория и Игоря Суркисов.
Остальные, в том числе и наш герой, обычно оставались за кадром. Хотя считать трио Медведчука-Суркисов вдохновителями и отцами-основателями ФПГ было бы не совсем верно.
У истоков создания этого материального фундамента Социал-демократической партии (объединенной) стоял Валентин Згурский, в прошлом — высокопоставленный функционер компартии и градоначальник столицы УССР.
Именно он "подтягивал" подающих надежду Гришу и Игорька, перспективного юриста Медведчука, кибернетика Губского и будущего банкира Ляха (ныне покойного). К "эсдековской" группировке приписывают еще некоего Юрия Карпенко. Но что это за "фрукт" и с чем его едят, общественности неизвестно.
Финансово-промышленный пул "киевлян" (так еще принято у экспертов называть "семерку") начал активно накапливать капитал и собирать активы в 1992 году. На тот момент в него уже входили "Укркредитбанк" и международная адвокатская компании "Би-Ай-Эм" (идею создания которой приписывают Виктору Медведчуку). Для приумножения финансового состояния было основано ЗАО "Национальный инвестиционный фонд "Омета XXI век", которое злопыхатели называли не чем иным, как финансовой "пирамидой" (впоследствии "контора" трансформируется в концерн "Славутич", который живет и здравствует поныне). В этот фонд вошла группа разнопрофильных компаний-"тезок": "Омета-траст", "Омета-инвест", "Омета-прайвит" и "Омета-инстер". Структура занималась приватизацией, операциями на нефте-, энерго- и агрорынке, а также на рынке металлопродукции. В период с 1993 по 1994 годы "Омета" попадает в неприятность с выпуском облигаций, обязательства по которым так и не смогла выполнить. И немудрено — наивным вкладчикам сулили чуть ли не 1000% дивидендов. В общем, "Омета" и ее "дочки" приказали долго жить.
Сначала "Омете", а затем "Славутичу" приписывали множество "темных дел". Как упомянутый обман вкладчиков, так и махинации с нефтепродуктами и не совсем прозрачную приватизацию ряда государственных объектов. Правда, ни одно из них, по понятным причинам, так и не нашло логического продолжения в суде.
Следовательно, обвинять эти структуры и граждан, их основавших, в каких-то злодеяниях юридически некорректно. Но народная молва упрямо твердит: воровали и воруют. Причем, в этом контексте, прежде всего, опять упоминаются только две фамилии — Медведчук и Суркис. Что, по мнению автора этих строк, не совсем справедливо. Поскольку ЗАО "ФК "Динамо", на которое долгое время были завязаны финансовые потоки "эсдеков", пять лет руководил также и Богдан Губский — он был первым вице-президентом клуба с 1993 по 1998 год. Одновременно он принимал участие в управлении другим финансовым центром группы — "Укркредитбанком", где официально занимал пост заместителя главы правления.
По мнению многих экспертов, даже когда Богдан Владимирович формально дистанцировался от вроде как бывших партнеров, он продолжал совместно с ними успешно делать деньги. И, возможно, продолжает до сих пор. Другой вопрос, как согласовываются маневры Губского на политической арене с интересами старых друзей? Но об этом — немного позже.
Смутное время
В кулуарах о Богдане Владимировиче говорят много неприятных для него вещей. Клевещут, даже некрасивая кличка у него есть — "Губа". Но дураком его, наверное, вряд ли кто назовет, даже за глаза. Осторожность и скрытность, с которой он проворачивал свои дела, а также бесконфликтность, позволили ему всегда оставаться на плаву. В отличие от старых товарищей по СДПУ(о), которые, несмотря на известный закон природы, чуть было не пошли ко дну.
К переломному моменту прошлогодних президентских выборов он формально уже дистанцировался от объединенных социал-демократов и, в отличие от них, ни на одного из кандидатов в Президенты открыто не ставил. Что позволило ему безболезненно пережить это смутное время. Для других же участников "великолепной семерки" выборы стали настоящей драмой. 3 декабря прошлого года в своем рабочем кабинете найден мертвым главный финансист ФПГ Юрий Лях — его нашли с перерезанным горлом. Официальная версия — самоубийство, впрочем, в ней сомневаются до сих пор. Спустя некоторое время, 28 апреля этого года, добровольно ушел из жизни Игорь Марголич, заместитель председателя правления Украинской государственной инновационной компании (УГИК). Как писали "Грани плюс" (см. №11, 2005), смерти Ляха и Марголича так или иначе связаны. Поскольку именно через возглавляемое покойным банкиром финучреждение прокачивались миллионы гривен, выделяемые Украинской государственной инновационной компании на внедрение в стране новейших технологий. 22 июня, после странной болезни, внезапно скончался еще один видный "эсдек" Игорь Плужников, после чего ФПГ потеряла контроль над одним из крупнейших общенациональных телеканалов "Интер", а также над "Интерконтинентбанком" (см. "Грани плюс" № 31, 2005).
Серьезные потрясения пережили другие участники "киевской группы", а также их бизнес. И только Губский остался не только на плаву, но и на хорошем счету у новой власти. Впрочем, наблюдатели не советуют недооценивать шансы теперь уже "шестерки" на выживание и ее способность к трансформации. Позиции группы в бизнес-сферах слишком разветвленные и достаточно крепкие, чтобы ее можно было вытеснить полностью. Опять же, у Губского, одного из ее участников, пока что безоблачное политическое будущее. И кто его знает, бросит ли он старых друзей в беде?
Игры с властью и во власть
Как экономическое, так и политическое состояние экс-"семерки" основано на власти. Первый свой рассвет она встретила в начале 1990-х, сблизившись с тогдашним президентом Леонидом Кравчуком. На президентских выборах 1994 года они снова поставили на Леонида Макаровича, но победил экс-премьер Леонид Кучма. Тогда для ФПГ впервые наступили смутные времена — контролирующие и карательные органы около года штурмовали "эсдековские" бизнес-структуры. В бухгалтерии концерна "Славутич" даже пришлось "случиться" пожару, превратившему в пепел много интересной документации. Однако "объединенные" быстро нашли общий язык с Леонидом Даниловичем, и их звезда снова взошла, не успев закатиться за горизонт. Их политическое влияние быстро увеличивалось, бизнес рос, пожирая конкурентов. Но в 2004-м они повторили ошибку десятилетней давности, поддержав ставленника власти, а не экс-премьера. И проиграли. Если не войну, то битву точно.
Единственный из них, кто учел старые ошибки, — Богдан Губский. Он не "светился" на митингах в поддержку Януковича, а мудро отмалчивался. И уже в январе этого года газеты пестрели заголовками, что инаугурация Президента Ющенко состоится с булавой и знаменем знаменитого тезки Губского — Богдана Хмельницкого, которые фонд Богдана Владимировича "Украина — XXI век" специально "одолжил" в Польше для столь знаменательного события. Насколько известно, уже тогда произошло сближение Губского с Юлией Владимировной — он принимал непосредственное участие в лоббировании кандидатуры Тимошенко на пост главы правительства, а после ее отставки стал последовательным критиком власти.
Уже очевидно, что с учетом старых ошибок бывших однопартийцев, на будущих выборах, парламентских, Губский ставит на экс-премьера. Благо, шансы урвать жирный кусок от электорального пирога у БЮТ достаточно. Примечательно, что, скорее всего, "кибернетический разум" под знаменами Блока Тимошенко поведет за собой отряд весьма колоритных личностей. Например, Александра Едина — одного из собственников связанной с "киевской группой" компании "Интер-контакт". Не исключено также, что Губский обеспечит проходное место в списке Тимошенко большинству членов своей парламентской фракции "Единая Украина". Например, Евгению Сигалу, Владимиру Рябике, Петру Кузьменко. И кто его знает, может быть, если оптимистические прогнозы относительно еще одного премьерства Юлии Тимошенко после выборов-2006 таки оправдаются, "эсдекам" снова удастся выйти из опалы. Благо, тогда будет через кого договариваться с властью.
Андрей Лаврик, Грани плюс