В современном обществе количество представительниц прекрасного пола, занимающих высокие посты в государственной иерархии, является индикатором открытости и демократичности политической системы страны. Анализ предвыборных списков участников парламентской кампании-2006 демонстрирует, что на получение депутатского мандата в Верховной Раде следующего созыва реально претендует отнюдь не много женщин.
Парадокс новейшей украинской истории заключается в том, что чем больше на общегосударственном уровне обсуждается вопрос необходимости повышения роли женщин в политическом процессе, тем меньше женщин на практике получают доступ к власти. Так, например, известно, что наибольший процент представительниц прекрасного пола был в Верховной Раде первого созыва, которая формировалась еще при СССР. После этого количество женщин в верховном законодательном органе страны начало катастрофически снижаться. И если на выборах 1998 года депутатские мандаты получили 37 женщин, то в Верховную Раду нынешнего состава попали всего 25 счастливиц. На данный момент в силу кадровых перестановок число женщин в парламенте сократилось до 22, что составляет всего 4,9% от общего состава депутатского корпуса.
По современным мировым стандартам такой уровень политического участия женщин является катастрофически низким. За последние годы в развитых странах Европы уровень вовлеченности женщин в законотворческую деятельность в среднем достигает 20-50%. И если, к примеру, в Великобритании на момент когда Маргарет Тетчер пришла к власти, в местном парламенте среди 600 его членов было всего 16 женщин, то сейчас эта цифра возросла до 120.
Пока еще невозможно сказать, сколько женщин окажется в Верховной Раде следующего созыва. Однако и простой математический анализ предвыборных списков всех участников нынешней политической кампании оказывается очень показательным. Наибольший процент женщин в избирательных списках «Блока беспартийных «Солнце» (45,7%), Блока Наталии Витренко «Народная оппозиция» (41%) и у Партии Зеленых Украины (40%). Наименьшее количество представительниц прекрасного пола оказалось в списках непроходных партий «третьего эшелона», что, вероятно связанно с тем, что эти политические силы в силу низких шансов на победу просто не стремятся к «показухе», характерной для их более сильных конкурентов. Так, например, в избирательном списке украинской «Партии чести борьбы с коррупцией и организованной преступностью» женщин вовсе не оказалось. Не женское это, видимо, дело, бороться с социальными язвами. У партии «Видродження», основной актив которой составляют работники железнодорожного ведомства, также наблюдается достаточно скептичное отношение к гендерной проблематике. Женщины в избирательном списке данной политической силы составляют всего 3,5 %. Не намного лучше дела обстоят у Украинской Национальной ассамблеи, где начитывается всего 5,8% женщин.
Следует отметить, что не много женщин и в списках наиболее проходных политических сил. У «Регионов», «Нашей Украины» и БЮТ оказалось соответственно по 10,5, 9,9 и 15,2% женского контингента.
В первых десятках списков, как уже было сказано, насчитывается в среднем от 1 до 3-х женщин. Самый высокий показатель у Партии Зеленых - в первой десятке этой силы насчитывается целых пять представительниц прекрасного пола. По 4 женщины оказалось в десятках списков «Нашей Украины» и «Блока Наталии Витренко». А вот в первых десятках таких сил как Селянская партия Украины, «Третья Сила», партия «Союз. Чернобыль. Украина», Либеральная партия, «Блок Пора-ПРП», Трудовая Украина партия «Видродження», Консервативная партия, Социально-христианская партия, Блок Олийныка и Сироты, а также ПНЭРУ не оказалось ни одной женщины.
Среди участниц предвыборной гонки есть представительницы всех возрастных и социальных групп. Однако в основном это женщины возрастом от 45 до 65 лет. В проходной части списка, как правило, оказываются женщины, занимающие серьезные посты в бизнес структурах и государственных органах, а также действующие народные депутаты Украины. А вот большую часть непроходной части списков составляют пенсионерки, учительницы и безработные политически активные дамы.
К сожалению, в ходе нынешней парламентской кампании участие женщин носит скорее формальный характер. Анализ предвыборных списков продемонстрировал, что доля слабого пола среди всех участников предвыборной гонки составляет около 19% (из 7733 кандидатов, зарегистрированных в ЦИК, насчитывается 1469 фемин). Однако это вовсе не означает, что такой же процент женщин пройдет в Верховную Раду. Создается впечатление, что представители различных политических сил включают в свои списки определенное количество женщин просто, чтобы избежать обвинений в гендерной дискриминации. При всех отличиях партий и блоков, принимающих участие в выборах, отношение к «женскому вопросу» в большинстве из них остается очень схожим. В большинстве случаев имеет место следующая картина: в первую десятку избирательного списка «для отвода глаз» включается несколько популярных в народе дочерей Евы. В остальной проходной части списка за редкими исключениями женщин практически не оказывается. Самый же большой процент женщин, как правило, насчитывается в хвосте списка, где-то между 200-м и 450-м местами. Именно таким образом достигается видимость относительного паритета в политическом участии обоих полов.
Алиса Ложкина, Ukraine Daily
«Обсудить на форуме Силы Народа»