Партии пользуются помощью социологов, чтобы узнать, как избиратели воспримут их слоганы, бигборды, и телевизионные ролики. Процесс тестирования партийной продукции практически ничем не отличается от апробации нового сорта сухариков или шоколадки....
Политические исследования не ограничиваются репрезентативными опросами общественного мнения. Услугами социологов партии пользуются также, дабы протестировать основные месседжи кампании и ее визуальное оформление. С этой целью проводятся фокус-группы. Для их проведения специально тренированный интервьюер беседует с группой специально отобранных респондентов, дабы узнать их мнение о конкретном продукте. К примеру, по заказу БЮТ проводились фокус-группы, чтобы определить, как потенциальные избиратели относятся к «фирменному» сердцу - новому логотипу блока. Тестировались также и некоторые из бигбордов блока. На фокус-группах также обсуждался вопрос о том, как избиратели воспринимают основные месседжи кампании о том, что на выборах 2006 граждане фактически избирают нового премьер-министра.
Предвыборная пора повышает загрузку квалифицированных интервьюеров. Для проведения фокус-групп временно задействуются интервьюеры, которые работают в центрах, не занимающихся политическими исследованиями. Среди самых известных социологических центров, которые занимаются политическими исследованиями в Украине, - центр социальных исследований «Социс», Киевский международный институт социологии, центр «Социальный мониторинг», социологическая служба Центра имени Разумкова, фонд «Демократические инициативы». Не все центры располагают собственными сетями в регионах. Фонд «Демократические инициативы», к примеру, выступает как аналитический центр - его эксперты разрабатывают анкеты и анализируют собранные данные. Полевой же этап исследований - непосредственно опрашивание респондентов - для «Демократических инициатив» в последнее время выполняет «Социс», который, как КМИС и Центр Разумкова, имеет свою сеть. Однако опросные сети разных центов очень часто пересекаются - одни и те же интервьюеры могут работать на несколько проектов.
Данные о рейтингах партий основных центров, как правило, отличаются в рамках погрешности, которая для общенационального опроса не должна превышать 5%, а в среднем колеблется в пределах 2-3%. Претензии экспертов вызывают данные Всеукраинской социологической службы, результаты которой отличаются от остальных.
Основа анкет опросов, проводимых для разных политических партий, сходны, однако каждая из партий добавляет к этому «скелету» вопросы, интересующие именно ее. К примеру, партии может интересовать, чем они в глазах избирателей отличаются от своих ближайших конкурентов, при каких условиях сторонники этих конкурентов могут перейти к ним. НСНУ и БЮТ по этой причине интересуются электоратом друг друга с особым вниманием. Основной вывод социологов - электорат этих двух сил способен перетекать преимущественно в пользу БЮТ от НСНУ. Партия Регионов, к примеру, приняла решение не создавать блок и идти на выборы самостоятельно, опираясь на данные социологических опросов, о чем сообщили участники внеочередного 7 съезда партии в ноябре. Партия имела достаточно высокий рейтинг с тенденцией к возрастанию по состоянию на осень, создание же блока могло «размыть» образ партии, а рейтинг блока был бы меньше суммы рейтингов его участников.
Несмотря на отсутствие законодательного лимита расходов на избирательную кампанию, партии не склонны обнародовать информацию о том, сколько же они тратят денег на социологов. Стоимость политического исследования не отличается от расходов на маркетинговые исследования. Стоимость общенационального опроса колеблется в пределах $5-20 тыс. - в зависимости от сложности анкеты и количества опрошенных. Еще один способ подсчета - исходя из «стоимости» одной анкеты. Она составляет около $20.
Катерина Прищепа, Дело
«Обсудить на форуме Силы Народа»