В Беларуси завершилась кампания по сбору подписей в поддержку кандидатов в президенты. По ее итогам, как ожидается, четверо претендентов могут быть официально зарегистрированы в качестве кандидатов на высший пост. Предвыборная кампания в Беларуси носит напряженный характер, и, похоже, в остающееся до выборов 19 марта время ситуация вряд ли изменится к лучшему.
Центральная избирательная комиссия Беларуси должна до 11 февраля обнародовать официальный список кандидатов, которым будет разрешено участвовать в президентских выборах.
Мало кто ожидает сюрпризов. Как предполагается, помимо нынешнего лидера страны Александра Лукашенко, в выборах примут участие три претендента. Это кандидат объединенной демократической оппозиции Александр Милинкевич, а также два других кандидата, которые, как считают, близки к нынешним властям – Александр Козулин и Сергей Гайдукевич.
За последние две недели сошли с дистанции два других оппозиционных кандидата – академик Александр Войтович и находящийся в эмиграции политик, основатель Белорусского народного фронта Зенон Пазняк, выразившие сомнение в том, что выборы будут свободными и справедливыми.
Доктор политологии Олег Манаев возглавляет первый в стране независимый аналитический центр, который подвергается преследованиям властей. Хотя в своем интервью для «Голоса Америки» доктор Манаев признает, что у оппозиционных кандидатов мало реальных шансов на победу, демократы, по его словам, все же могут добиться значительного успеха: «Если Милинкевичу удастся набрать около 30 процентов, народ узнает, что в стране есть другой политик, который не согласен с нынешним режимом, не согласен с президентом Лукашенко. То есть, политик, который выражает их несогласие и олицетворяет их ожидания, их волю. Имея такую базу и возможности, это человек может в будущем, после выборов, пойти еще дальше. То есть, люди смогут, наконец, увидеть свет в конце туннеля».
Доктор Манаев считает, что любые завоевания оппозиции следует воспринимать в долгосрочном контексте. Иными словами, быстрого разрешения ситуации, очередной «цветной революции», подобной тем, которые на смену бывшим советским номенклатурщикам привели к власти в Грузии, Украине и Кыргызстане демократов-реформаторов, в Беларуси ожидать не стоит.
«Я не вижу такой перспективы по следующим причинам, - продолжает Олег Манаев. - Во-первых, к этому не готово белорусское общество, и, во-вторых, важнейшим фактором является то, что нынешний режим в стране намного более репрессивный, чем в Грузии, Украине или даже Кыргызстане. Это означает, что власти будут реагировать со всей жестокостью, включая, возможно, приказы, если не стрелять на поражение, то, по меньшей мере, арестовывать и избивать людей, применять массовые репрессии. Никакого сомнения в этом нет».
Для подтверждения своих опасений в отношении будущего, Манаев указывает на жесткость предвыборной кампании, в ходе которой кандидаты и оппозиционные СМИ подвергаются преследованиям, а в некоторых случаях закрываются.
Запад разделяет эту тревогу, обвиняя все более авторитарного лидера Беларуси в незаконном продлении сроков пребывания у власти путем фальсифицированных выборов и референдумов, а также в стремлении уничтожить внутреннюю оппозицию, правозащитные организации и выступающие с критикой режима СМИ. Президент США Джордж Буш неоднократно называл белорусский режим «последней диктатурой в Европе».
На минувшей неделе Совет Европы призвал Лукашенко предпринять конкретные шаги, чтобы открыть доступ населению к альтернативным, негосударственным источникам информации. Европейцы потребовали также от него пересмотреть состав участковых избирательных комиссий, чтобы обеспечить их непредвзятость.
А тем временем, в пространном интервью, транслировавшемся по всем трем государственным телеканалам, Александр Лукашенко, впервые избранный на пост президента еще в 94 году, пообещал, что в случае его переизбрания никаких перемен в политике ожидать не стоит.
Голос Америки