Выборы - вещь крайне прагматичная, ведь действиями всех игроков руководит циничный политический расчет. За улыбающимися лицами первой пятерки и предвыборными программами, вновь обещающими в предельно сжатые сроки построение рая в отдельно взятой стране, притаились железная хватка админресурса, «черная касса» и выданные ФПГ всех мастей неоплаченные финансовые векселя сроком на пять лет с датой погашения, начиная с 26 марта 2006 года. Присутствие денежных мешков горячо приветствуется и нежно оберегается в скрытой от глаз общественности, непубличной, но от этого не менее проходной части списка... В качестве вклада в избирательную кампанию, кроме денежных вливаний, принимаются также степень влияния и популярность в отдельно взятой области Украины.
Рассмотрим некоторые особенности нынешней кампании поподробнее.
Лидеры и аутсайдеры
За два месяца до дня голосования окончательно оформились две группы участников парламентского марафона-2006. Весьма многочисленная первая группа объединяет явных аутсайдеров как политической жизни, так и парламентской эстафеты, для которых 3% голосов избирателей и минимальная возможная фракция из 14 человек - «идефикс», главная и окончательная цель деятельности, а все силы брошены сейчас на преодоление избирательного барьера.
«Народная оппозиция» Витренко, «Не Так» и прочие агонизирующие от выборов до выборов маргиналы в зависимости от выбранной стратегии и ресурсов позиционируют себя как приверженцы либо оппоненты действующего Президента и строят имидж на основе «антиоранжевой» истерии, ярой критики либо поддержки главы державы с легким покусыванием ближайшего окружения.
Как правило, присутствие таких сил в парламенте не влияет на политические процессы, а производимые шумовые эффекты - не в счет. В качестве примера вспомним Партию зеленых, прогрессивных социалистов, «Яблуко» (все - образца 1998-го года) и даже «Единую Украину» (год 2002-й). Все эти далеко неравнозначные силы объединяет полное отсутствие идеологической базы и наличие одинаково ситуативных программ действий в Верховной Раде, короче говоря, долгосрочных планов деятельности.
Ко второй, совсем немногочисленной группе, можно отнести фаворитов парламентской гонки. Для БЮТ, НСНУ, Партии регионов, СПУ, Народного блока Литвина и коммунистов призовое место, в принципе, гарантировано, а точный результат если и будет скорректирован, то незначительно. Ключевым элементом избирательной кампании для названых выше сил являются поствыборная стратегия в новом парламенте. Поэтому переговоры о конфигурации жизненно необходимого в контексте политреформы парламентского большинства и о кандидатуре будущего премьера ведутся уже сейчас. Майдан, «оранжевая революция», обещания, лозунги типа «Донбасс никто не поставит на колени», сведение счетов, неудовлетворенные амбиции и взаимные обиды - все это позади. Если до марта рейтинг «донецких» не удастся погасить любой ценой, наибольшее количество «вистов» получит тот, кто успеет первым с ними договориться. Тем более, что конечный результат того стоит - «на кону» кандидатура политически заматеревшего премьера и распределение портфелей в будущем Кабинете министров.
Поэтому ключевой вопрос для указанных сил - это условия и принципы формирования парламентского большинства. Хотя бы приблизительный ответ на него даст возможность прогнозировать возможные варианты конфигурации коалиционного правительства. Сейчас, за восемь недель до дня голосования, на первое место вышли поствыборные стратегии ввиду устойчивости и прогнозируемости процента голосов.
Кризис правовой идеалогии
Политические характеристики не только ведущих провластных, но и оппозиционных сил обладают в свете сегодняшнего дня целым рядом идентичных черт. Примечательно, что как НСНУ, так и Партия регионов не смогли выдвинуть ни одной заметно востребованной избирателями программной идеи, ограничившись повторением характерных для себя лозунгов и идей.
Хотя триумвират потенциальных победителей будущих выборов - НСНУ, «донецких» и БЮТ - лишь с большой натяжкой можно отнести к правым, по причине несформированности или отсутствия внятных позиций по ряду ключевых вопросов, нельзя отрицать, что парламентские выборы будут схваткой бизнес-проектов, ареной столкновения интересов крупного капитала, представителям которого отдана львиная доля мест в списках. В итоге, количество правых партий просто зашкаливает. Фактически, в формате выборов-2006 мы наблюдаем жёсткое противостояние внутри правого спектра, практическое проявление в украинской парламентской реальности теории политического дарвинизма во время схватки за право представлять интересы крупных собственников не только в следующей Верховной Раде, но и в долгосрочной перспективе... И если на президентских выборах представителю крупного капитала с Запада противостоял представитель крупного капитала с Востока, то нынешние выборы предлагают гораздо большее количество альтернатив, где четкая региональная принадлежность просматривается лишь в списке «донецких».
Партия власти: один - пишем, один - в уме
Прошедший год на примере СДПУ(о) и НДП наглядно продемонстрировал, насколько нестойкой является политическая «крыша» различных финансово-промышленных группировок без идеологического фундамента и идейных сторонников.
Исторически сложилось так, что партия власти находится в двойственном положении. С одной стороны, обычный украинский гражданин заслуженно не любит политические силы, стоящие у руля государства. С другой, нелюбовь электората до недавних пор с переменным успехом можно было удачно компенсировать с помощью админресурса, который играет роль утешительного приза для партии власти. Но вот что делать, если партий власти несколько?
Сегодняшняя партия власти объединила две идеологически противоположные политические силы, волею случая оказавшиеся союзниками - правый Народный Союз «Наша Украина» и социалистов, стремительно приобретающих черты социал-демократической партии европейского образца. Как зафиксировал недавний соцопрос, украинские социалисты обыграли Медведчука и Ко на собственном поле эсдеков - теперь у абсолютного большинства избирателей социал-демократическая идеология устойчиво ассоциируется в первую очередь с учениками Александра Мороза.
Партнеры по коалиции по-братски поделились политическими дивидендами. В глазах украинцев провалы и кризисы, инспирированные правительственной политикой, ассоциируются исключительно с руководством «Нашей Украины» и ее почетным председателем, в то время как социалисты умело дистанцируются от скользких тем и кризисных ситуаций, всеми силами акцентируя достижения делегированных в Кабмин и губернаторские ряды собственных представителей.
И еще одно наблюдение. Нынешняя избирательная кампания проходит в контексте сильнейшего кризиса доверия ко всем без исключения представителям украинского политикума. Ведущие политические силы, кроме разве что социалистов, стремятся спрятаться за широкими спинами, длинными ногами и голливудскими улыбками приглашенных поп-звезд, спортсменов либо общественных деятелей. Прячутся в надежде компенсировать недостаток народной любви, отсутствие идеологии, программы действий и снизить интерес компетентных органов к некоторым персонажам в партийных списках. Не просто естественная, а жизненно необходимая реакция на зафиксированное всеми социсследованиями беспрецедентное падение доверия к государственной власти в целом и ее ведущим институтам - Президенту, Кабинету Министров и парламенту.
Раскол админресурса
В разное время последней парламентской каденции практически все фракции имели доступ к рычагам государственного управления через Кабмин, губернаторов и других высших представителей властной вертикали. А значит, в преддверии будущих выборов имели шанс откусить и себе кусочек админресурса. Более того, последняя информация с мест говорит о том, что они этим шансом воспользовались. Поскольку и участники правительственной коалиции, и представители новоявленной оппозиции вышли на старт разными колоннами, отечественный админресурс сегодня разорван между несколькими политическими силами, в зависимости от сфер влияния.
Итак, раскол происходит по cледующим сферам: регионально-восточную часть страны по-прежнему безраздельно контролируют «донецкие», а свободное волеизъявление граждан существует лишь в страшных снах Виктора Януковича. Западные области благоволят к НСНУ и Украинскому народному блоку. Лишь сторонники леди Ю и социалисты посмели вторгнуться и закрепиться на вражеской территории, что вряд ли принесет им ощутимые дивиденды в текущей кампании, но идеально соответствует лидерским амбициям и далеко идущим планам как Тимошенко, так и Мороза. По линии областного и районного руководства на волеизъявление граждан пытаются повлиять в зависимости от партийной принадлежности областного или районного «вождя». Причем часто случается так, что губернатор нажимает на подконтрольные рычаги в пользу Народного Союза «Наша Украина», глава райгосадминистрации, назначенный по квоте союзников - в пользу своей политической «крыши», а избранные еще при Кучме председатели обл- и райсоветов тянут одеяло в свою сторону.
Несколько отличается ситуация в центральных областях - здесь админресурс на каждом уровне контролируется различными политическими силами. Бегство парламентариев из рядов лояльных к Кучме и к «донецким» фракций зеркально отразилось на уровнях местных советов. Благодаря притоку неофитов на лидирующие позиции вышли еще недавно оппозиционные и малочисленные группировки - НСНУ, СПУ, БЮТ и Народной партии. Фальсификаторы нижнего звена - работники администраций, бюджетной сферы, милиции, государственных предприятий - до которых не успели добраться «орлы Луценко», были сразу после революции перевербованы победившей стороной в обмен на прощение прошлых грехов. И теперь снова творят привычное черное дело, правда, уже в пользу былых оппонентов. Работа специалистов узкого профиля всегда востребована...
В самом несладком положении сегодня оказались мэры всех более-менее крупных городов, уже уставшие перебегать в очередную влиятельную партию. Они стремятся максимально обезопасить себя за счет получения поддержки одновременно нескольких ведущих сил в регионе.
«Оптимистический» прогноз
В завершение - несколько прогнозов и наиболее явных тенденций парламентского ралли, которое через два месяца уже станет историей.
Во-первых, админресурс нынче уже не тот. Он, безусловно, будет бессмысленно и беспощадно эксплуатироваться, но вот его эффективность - под большим вопросом. Хотя бы потому, что на всех его просто не хватит.
Во-вторых, объявленные ЦИК результаты только усугубят сегодняшний кризис власти - партийные списки практически не содержат новых политических лиц, безуспешно пытаясь компенсировать этот пробел за счет денежных мешков.
В-третьих, наученные горьким опытом отечественные бизнесмены (особенно поддержавшие на последних выборах «не того кандидата» и получившие за это по полной программе) осмотрительно пытаются расставить своих людей во все проходные списки советов всех уровней. Забывая при этом, что предусмотренный в новой редакции Конституции императивный мандат будет способствовать укреплению внутрипартийной дисциплины и станет дамокловым мечом, безжалостно карающим для тех, кто по тем или иным причинам покинул ряды своей фракции. Будет смешно, когда проплаченный Пинчуком или Ахметовым депутат, повинуясь партийной дисциплине, будет голосовать за возвращение в госсобственность предприятий своего босса.
В-четвертых, парламентские республики представляют собой наиболее нестойкие системы государственного управления, а значит, правительства будут меняться как в калейдоскопе, реагируя на малейшие изменения внутри парламентской коалиции, словно флюгер на порывы ветра.
В-пятых, в следующем парламенте несоизмеримо возрастет цена победы для фракций, сформировавших правительственную коалицию. Тем горше будет судьба оказавшихся за бортом большинства, ведь закон об оппозиции до сих пор не принят.
Сергей Слободчук, Трибуна