Когда начинается большая игра под названием "парламентские выборы", каждый из ее участников норовит ухватить побольше взяток (то бишь, мандатов). И, как во всякой игре "под интерес", высшие шансы на победу имеет тот, у кого на руках больше тузов. В данном случае, тузов финансовых, ибо выборы, этот яркий праздник демократии, стоят очень недешево.
Тут вам не преферанс, и игра здесь идет не на ловлю мизеров. Поэтому тузы в прикупе никому в лицо отнюдь не швыряются, а напротив — приветствуются. Очень часто — безотносительно к происхождению их капиталов.
Проще всего при исследовании обозначенной автором темы растасовать этих самых финансовых тузов по колодам, то бишь — избирательным спискам различных политических сил. Этот большой финансово-тузовый пасьянс уже десятки раз раскладывали политологи и журналисты. И саркастически указывали при этом, что все эти нехорошие дяди — олигархи и скрытые кучмисты. На самом деле все далеко не так просто. Стоит еще раз разложить партийный пасьянс и повнимательней посмотреть расклад.
В списке Партии регионов вместе с признанным финансовым лидером донецкого клана Ринатом Ахметовым идет целая плеяда денежных звезд первой и второй величины. Воистину, Донбасс порожняк не гонит. Строго говоря, донецкие тузы являются промышленно-финансовыми. Это и широко известный в последнее время друг детства Ахметова Борис Колесников — "знаток сладкой жизни" — владелец контрольного пакета акций "Киев-Конти" и части ЗАО "Артемовский завод шампанских вин", а также владелец более десятка немалых предприятий, и экс-вице-премьер Андрей Клюев, и Вячеслав Богуслаев ("Мотор-Сич"), и Георгий Скударь (ОАО "Новокраматорский машиностроительный завод"), и Николай Янковский (ОАО "Стирол"). А есть еще старый добрый Ефим Звягильский, молодой и недобрый Василий Джарты, Валентин Ландык, Яков Табачник, Василий Горбаль, Эдуард Прутник, Александр Вилкул и еще очень немало богатых людей в проходной части списка "регионов".
Самым масштабным финансистом блока Литвина считают Игоря Еремеева — владельца крупного пакета акций НПК "Галичина". Его соратник по блоку — днепропетровский бизнесмен Сергей Касьянов — контролирует без малого три десятка предприятий разного профиля, но более всего он известен как владелец фирм по производству бытовой химии, косметики и средств личной гигиены.
В списке блока академика Литвина естественным выглядит присутствие член-корреспондента НАН Украины Нвера Мхитаряна, известного не столько выдающимися успехами на научном поприще, сколько тем, что он является совладельцем корпорации "Познякижилстрой". Куда скромнее научные достижения кандидата исторических наук Игоря Шарова, хотя контроль над "Инкомпарком", АОЗТ "Интергаз", универсальной товарной биржей "Партнер" впечатляет.
Здесь же немало финансовых тузов средней величины, так сказать, "тузиков". Это и бывший помощник Кучмы Сергей Левочкин, и глава Печерской в г. Киеве райдминистрации Анатолий Коваленко, и президент одесского концерна "Оверлайн" Борис Кауфман…
Уникальна ситуация с финансовыми тузами в списке БЮТ. Главная "тузица" здесь, разумеется, сама Юлия Владимировна. Цифры принадлежащих средств называют разные, но порядок один — сотни миллионов долларов.
Однако с некоторых пор Тимошенко, похоже, решительно порвала с явно устаревшей практикой финансирования партийных структур из единой кассы собственного имени. Появилась возможность не просто перевести "Батькивщину" на хозрасчет, но и превратить ее в доходный бизнес-проект. Безусловно, ради этого пришлось идти на имиджевые жертвы. Недаром бютовцы до последнего дня скрывали от общественности проходную часть списка ниже "десятки". Кто же там таился из тузов?
Александр Абдулин — друг Бакая, большой дока в газовых вопросах. Василий Хмельницкий, который, по информации СМИ, контролирует "Киевмлын" и "Киевхлеб", банк "Хрещатик", несколько украинских облэнерго. В последнее время, утверждают интернет-издания, Хмельницкий всерьез нацелился на киевскую землю и недвижимость. На днях в эфире канала НТН Юлия Тимошенко, искренне глядя в камеру, сказала, что ни Абдулин, ни Хмельницкий никогда не финансировали семью Кучмы. Даже как-то неудобно указывать Юлии Владимировне, насколько недостаточно она проинформирована относительно "столпов" ее избирательного списка.
Еще один "кошелек" БЮТ — Тариэл Васадзе, "автомобильный король", один из богатейших людей Украины. Его концерн "УкрАВТО" контролирует до 70% рынка легковых авто, продаваемых под маркой "Made in Ukraine".
Братья Буряки — не только банкиры, но и страховщики, совладельцы фармацевтического, химического и информационного бизнеса. Бизнес-интересы Александра Едина (группа "Интер-контакт") включают в себя транспортные и контейнерные перевозки, телекоммуникации, страхование, производство сахара и переработку сельхозпродукции и др.
Богдан Губский с его двумя сахарозаводами и Михаил Бродский с матрасами "Венето" в этой финансово-промышленной могучей кучке тянут разве что на статус "главных" по мелким расходам.
В списке Тимошенко есть еще и молодой, но очень небедный Константин Жеваго. А еще Николай Баграев, организатор масштабной концертной агитации за Кучму в 1999 году и за "ЗаЕдУ" — в 2002. И это только часть "тузов" и "тузиков" списка БЮТ.
На этом фоне список "Нашей Украины" в части финансовых тузов даже с неизменными Порошенко и Жванией, чей светлый облик сильно попорчен еще со времен развитого кучмизма, выглядит более или менее прилично. Вполне солидный банкир Федор Шпиг. Николай Мартыненко и Александр Третьяков, к которым так толком и не пристали обвинения в коррупции со стороны команды Тимошенко. Даже крайне своеобразный Леонид Черновецкий вместе со своим Сандеем Аделаджей воспринимается как милый богатый чудак.
Откровенных финансовых тузов не наблюдается в списке Соцпартии. Почетный глава правления завода им. Ильича Владимир Бойко является мощным и хорошо оплачиваемым менеджером. Но вряд ли тузом. А казначей партии Иосиф Винский не дотягивает до "туза" по масштабу. От силы "валет".
У блока "Не так!" с финансами все так. Это с рейтингом у них — не так. И что с этим поделаешь, когда в списке Суркис и Медведчук? Миллиардеры, поговаривают. И едва ли не самые отрицательные герои страны. Да, бывает, что и миллиарды не помогают.
Как мы уже отмечали, весь этот финансово-партийный пасьянс раскладывался в прессе неоднократно. Но в том-то и дело, что разброс тузов по партийным колодам не отражает другого, глубинного — и системного — явления. При более внимательном взгляде обнаруживаешь сотни и тысячи структурных, чисто бизнесовых связей между украинскими тузами вроде бы совершенно несовместимых политических мастей. Для иллюстрации приведем несколько показательных примеров.
Почетный президент ОАО "Стирол", член списка Партии регионов Николай Янковский, как неоднократно писали в прессе, является одним из основных бизнес-партнеров и близким другом братьев-банкиров Буряков — совладельцев "Брокбизнесбанка". Которые находятся в списке вроде бы "противоборствующей" БЮТ. Но это не мешает тесному сотрудничеству.
Многие СМИ отмечали тесные бизнес-связи члена списка Литвина, лидера парламентской фракции спикера Игоря Еремеева с группой "Приват" — той самой, в лоббировании интересов которой обвиняют Юлию Тимошенко. Как утверждал в свое время Роман Зварыч, именно Еремеев представлялся "помощником Тимошенко", когда прибыл в Минюст с целью заставить министерство подготовить заключение по планировавшемуся постановлению Кабмина о запрете реэкспорта нефти.
Деловые интересы члена списка БЮТ А.Едина, как отмечалось, связаны с "Интерпайпом" Пинчука и бизнесом участника списка Литвина Игоря Шарова.
Уже упоминавшийся молодой и талантливый Константин Жеваго (список БЮТ) свою "школу молодого бизнесмена", как утверждают злые языки, проходил в классе эсдека Григория Суркиса (поучаствовали также Александр Волков и Игорь Бакай). С учителями доныне остается в прекрасных отношениях. Во всех смыслах.
Примеры можно было бы продолжить, и свидетельствуют они лишь об одном: под знаменами всех партийных цветов в парламент фактически проходит мощная и монолитная группа "деловых", связанных между собой общей историей, общими корпоративными интересами и общим бизнесом. Это узы куда более давние и куда более прочные, чем партийная или блочная солидарность. Тем более что "партийность" и "блочность" большинством наших героев наскоро обретена в течение последнего года. На уровне местных Советов эта тенденция просматривается еще наглядней.
Маловероятно, чтобы речь шла о некоем продуманном "масонском заговоре" олигархов. После Помаранчевой Революции все эти ребята выплывали каждый сам по себе, в режиме "Спасайся, кто как может!". Тем не менее, уже сейчас очевидно, что в стране и, в частности, в новоизбранной Верховной Раде явочным порядком будет сформирована вполне самодостаточная колода финансовых "валетов" и "тузов", гораздо больше считающихся друг с другом, нежели с партийными "королями" и "королевами". Разумеется, можно предполагать, что в критические моменты партийно-фракционная дисциплина (или там верность программным установкам родного блока) перевесит значение давних связей и участие в общих бизнес-проектах. Но выглядит такое предположение чересчур фантастическим и наивным невероятно. Можно продолжить фантазирование: дескать, корпоративные интересы крупного капитала и есть концентрированное выражение интересов общества и государства. Как говорится, "что хорошо для "Дженерал моторз", то хорошо и для Соединенных Штатов!". Вот только следование как раз этому принципу довело богатую Америку до Великой Депрессии 1928-1933 гг. Что уж говорить об Украине в ее нынешнем состоянии…
Критических моментов в работе нового парламента, особенно на первом этапе организационного становления, будет предостаточно. И осознание наличия в Раде мощного межфракционного бизнес-ядра станет одним из самых надежных ключей для правильного понимания сути многих судьбоносных решений. В том числе, и самых неожиданных.
Петр Грунский, Грани плюс