«Третья часть вооруженных сил Великобритании не готовы к военным операциям из-за интенсивного участия страны в боевых действиях»,- как говорится в изобличающем парламентском докладе, сообщают зарубежные СМИ.
На днях выяснилось, что правительство потратило 100 млн. фунтов стерлингов на частные охранные фирмы в Ираке, вследствие чего возникла задержка средств, предназначенных для армии, воздушных и морских сил.
Новый доклад предупреждает о серьезной и даже критической неготовности в мирное время 30% вооруженных сил Великобритании, поскольку в течение пяти из последних шести лет войска выполняли намного больше работ, чем предусматривали военные планирующие органы.
Также он критикует то, как Министерство обороны снаряжает войска. В докладе выражается обеспокоенность по поводу нехватки оборудования и предупреждается, что Минобороны должно теперь доказать, что оно может укомплектовать армию оборудованием в достаточном количестве.
Доклад опубликован Комиссией по государственному бюджету (PAC), он также предупреждает, что потребность в финансировании армии и воздушных сил в Ираке вылилась в откачивании еще более 300 млн. фунтов из бюджета военно-морских сил за последние два года.
Что еще хуже для Минобороны, доклад РАС был составлен до того, как Джон Рейд, секретарь Минобороны, объявил о том, что в этом году в Афганистан будет направлено еще более 5 000 войск, что повысит участие в мировых военных действиях вооруженных сил.
Этот доклад последний из целой серии документов, в которых критикуются действия Минобороны, вызывающие беспокойство по поводу участия в боевых действиях армии.
Хотя министры постоянно отрицают, что армия чрезмерно раздута, старшие офицеры предупреждали правительство, что нельзя продолжать сокращение армии – включая объединение шотландских полков – при постоянном вступлении в новые боевые действия.
В данном докладе подтверждается то, о чем говорили критики: вооруженные силы с трудом справляются с требованиями, предъявляемыми к ним.
Эдвард Лей, председатель РАС, сказал, что Минобороны нужно уточнить свои планы относительно обеспечения готовности вооруженных сил к действиям.
«На сентябрь 2005 года треть наших вооруженных сил не были достаточно готовы», - сказал он. «Это говорит о завышенных требованиях, предъявляемых к ним, и недостаточной укомплектованностью. Я уверен в том, что это может отразиться на боеготовности флота».
В докладе говорится, что почти у трети вооруженных сил уровень готовности к боевым действиям в мирное время критически низкий.
В докладе также говорится: «Вооруженные силы до сих пор восстанавливаются после крупномасштабных боевых действий в Ираке и пять из последних шести лет выполняли боевые операции по самым требовательным сценариям планирующих военных органов». Комиссия подчеркивает, что Минобороны надеется на то, что 73% армии готовы к дисклокации в марте 2008 года, но не обозначает определенной даты полной готовности. Также она отмечает: «Перераспределение министерством резервов поддержки Королевских ВМС для подготовки армии и частей Королевских ВВС и продолжение разукомплектации оборудования говорят о растущей нехватке материальных запасов вооруженных сил».
Территориальная армия в еще более худшем состоянии: лишь 20% шотландских резервистов готовы к дислокации.
Но Минобороны высказало на днях свое сомнение по поводу точности этих цифр. Адам Ингрэм, министр вооруженных сил, сказал: «Было бы просто ошибочно истолковывать цифры, о которых говорится в докладе, что около трети британских вооруженных едва ли смогут дислоцироваться.
Ни одна армия в мире не рассчитана на 100%-ную готовность сил одновременно. На конец сентября 79% сил были готовы к дислокации без серьезных или критических проблем. Готовность продолжает улучшаться и мы с уверенностью ожидаем превышения среднегодовых 73%, по которым существует договоренность с Казначейством к апрелю 2008 года».
Министр считает, что комиссия была права в том, что на армию и Королевские ВВС ляжет основной груз требований боеготовности, но также настаивает на том, что ВМС еще способны осуществлять боевые действия.
«Недавние операции показали, что мы можем дислоцировать нужное количество сил для достижения своих целей. В июне Национальная служба учета абсолютно ясно указала на то, что у Минобороны хорошая система отчетности о готовности вооруженных сил».
Ангус Робертсон, спикер Шотландской национальной партии, не согласен с тем, что правительство должно использовать оборонный бюджет для улаживания проблем обычных сил, а не для предотвращения ядерной опасности.
Он сказал: «Данный доклад подтверждает чрезмерную переполненность состава армии». «Ситуация подчеркивает неосмотрительность объединения и роспуск шотландских исторических полков».
Ричард Бэйкон, член либерально-демократического комитета, сказал, что в докладе говорится о том, что 60 000 обслуживающего персонала находятся не в должном состоянии готовности. «Минобороны должно выполнить свой долг, чтобы британские силы были должным образом подготовлены и оснащены для дислокации», - сказал он.
Сокращение финансирования и некомпетентность - причины нехватки оснащения
Правительство подвергается критике за свое отношение к вооруженным силам в последние годы.
Оно обвиняется в постоянном давлении на войска посредством урезания финансирования и некомпетентности.
В результате нехватки средств на специальное обмундирование, в частности, пластин для бронежилетов, погибли военнослужащие.
В одном пресловутом инциденте сержант Стивен Робертс погиб под огнем после того, как ему приказали передать его бронежилет пехотинцам.
Впоследствии сообщается о критических действиях Минобороны. Старшие офицеры обвинили правительство в нежелании планирования войны, что привело к недостачам.
В 2004 году лейтенант-полковник Джеймс Коуэн, командующий «Черной стражей», сказал, что его люди пошли на войну без необходимого оснащения, потому что правительство не хотело этим заниматься до тех пор, пока не будут использованы все возможные альтернативы.
Он сказал: «Много оборудования не было доставлено в необходимом количестве вовремя и я думаю, это общепризнанный факт. Я полагаю, все понятно, что если бы решения принимались раньше, то комплектация была бы полной и ясно то, почему эти решения не были приняты».
Сержант-майор полка Брайан Купер также подтверждает серьезную нехватку поставок оборудования, которое должно защищать солдат от ядерных, химических и биологических атак.
В последнем докладе отмечается, что Минобороны было неспособно дать гарантий, что данные проблемы с поставками не повторяться во время войны.
ВМС
В докладе говорится, что Минобороны понизило готовность королевских ВМС к будущим операциям и сфокусировалось на армии и тех частях ВВС, к которым предъявляются большие требования по боеготовности.
Минобороны перевело около 310 млн. фунтов средств, ранее предназначавшихся для ВМС в 2004-2005 и 2005-2006 годах.
Корабли, которые должны были выполнять основные боевые задачи получили полную поддержку, тогда как те, на которые были возложены менее важные задачи – неполную. Подводные лодки поддерживались в полной боевой готовности для обеспечения сдерживающих сил, но некоторые эсминцы и сторожевые корабли работали без определенных единиц оборудования.
Армия
Как говорится в докладе, давление на вооруженные силы осуществлять все больше и больше операций вызвало рост нехватки оборудования и личного состава, последствия которого еще будут долго ощущаться.
Персоналом разработаны рекомендации по срокам, в течение которых они могут находится вдали от их семей.
В докладе выражена уверенность в способности Минобороны поставить необходимое оборудование войскам вовремя.
Эта проблема подчеркивалась во время войны в Ираке, когда бронежилеты и некоторые виды оружия, включая автоматы Minimi не были доставлены вовремя до окончания боя.
ВВС
Комиссия обнаружила, что «постоянное повышение уровня участия в боевых действиях приводит к значительной нехватке оборудования в определенных областях, с долгосрочными последствиями».
Из-за того, что вооруженные силы направляются на все большее количество боевых операций, чем ожидало Минобороны, они полагались на разукомплектацию некоторого оборудования чтобы обеспечить достаточное количество боеприпасов.
В докладе отмечается, что разукомплектация – это краткосрочная мера из числа последних средств. Она привлекла внимание к долгосрочным последствиям. Они часто оказывались недостаточными, вызывают технический риск и уменьшает возможности Минобороны собрать силы для еще более крупных операций.
Подготовил Антон Юр,
По материалам зарубежных СМИ
ELCOMART Выборы 2006