Интересный факт: некоторые политические эксперты считают, что победа «оранжевой» революции благоприятно подействовала и на Партию регионов. Дескать, ей удалось заполучить достаточно много, и теперь только от самих «регионалов» зависит, сумеют ли они распорядиться полученными преимуществами.
Напомню, что Партия регионов стремилась показать себя еще в конце третьего созыва, уже в 2001 году «регионалы» создали собственную фракцию. Правда, «донецкие» не чувствовали в себе силы противостоять Леониду Кучме. На выборах 2002 года «регионалы», вошедшие в блок «За единую Украину», не только сделали, возможно, самый серьезный вклад в победу блока в общегосударственном масштабе, но и победили во всех мажоритарных округах в Донецкой области. Партия регионов даже пыталась демонстрировать собственные амбиции, до последнего времени отказываясь входить в состав единой «заедистской» фракции.
Впрочем, заблаговременный выход на политическую арену в масштабах страны Виктора Януковича позволил Партии регионов еще больше осознать собственную значимость. Интересный и показательный факт - Виктор Федорович получил жезл партийного вождя буквально через несколько дней после утверждения программы своего правительства, предоставлявшего на год защиту от отставки руками законодателей. Правда, после этого ему пришлось до середины апреля 2004-го, почти год пребывать в мучительном ожидании. Пока Янукович «окукливался» в преемника Леонида Кучмы, ведомая им партия (по вполне понятным причинам) резких движений не делала. Нелюбовь Леонида Даниловича к излишне самостоятельным политическим проектам хорошо известна, и подставляться под удар карающей президентской длани никто не хотел.
Нельзя сказать, что кампания 2004 года полностью шла по заданному «региональными» штабистами алгоритму. Им позволили проявить служебное рвение разве что 31 октября 2003 года в столице Донбасса, срывая съезд «Нашей Украины». В остальном Виктору Януковичу пришлось быть довольно управляемым кандидатом в президенты. Многовекторность воздействия на него негативно отразилась на попытках расширить пространство для политического маневра. Скажу больше - после окончания президентской кампании многие предполагали, что новая власть буквально выполнит розданные на Майдане обещания. По крайней мере, добрые полгода после выборов Виктор Янукович был тише воды, ниже травы - вел себя спокойно и правильно.
Но победители оказались не то чтобы великодушными, скорее - беспечными и самолюбивыми. «Оранжевая» команда потратила много времени и сил на внутренние разборки, поэтому попытаться нейтрализовать основного противника не удалось. Арест Бориса Колесникова и БТР у офиса Рината Ахметова в данном случае - не в счет. Парадокс в том, что пассивность власть только подтолкнула Партию регионов к активизации действий. Когда же внутри новой властной команды вспыхнул кризис, «регионалам» оставалось одно - дождаться, чтобы к ним обратились за помощью. Стоит ли удивляться, что Виктор Янукович позволил пригласить себя на Банковую, чтобы подписать меморандум взаимопонимания между властью и оппозицией. Забавно, но политик, официально признанный главным оппозиционером осенью 2005 года, за пару месяцев до этого не был уверен в сохранении кресла партийного лидера. Но ситуация кардинально изменилась, власти пришлось политически расплатиться за собственное стремление размножаться почкованием. «Донецкие» же, заполучившие закон о неприкосновенности депутатов всех уровней, стали не в пример прошлого активными и самостоятельными. Еще один любопытный момент - «регионалы» не стали создавать Блок Януковича, к чему были объективные предпосылки. Думается, отпугнула их не неприличная аббревиатура этого проекта, скорее, партийные кукловоды решили сделать ставку на Виктора Федоровича как на политический таран и не тащить за собой другие партии.
Здесь необходимо небольшое лирическое отступление. Партия регионов отличается склонностью к регулярной замене своих вождей. Владимир Рыбак, Николай Азаров, Владимир Семиноженко были предшественниками Виктора Януковича на посту партийного лидера. Порой кажется, что каждому «наказному гетьману» Партии регионов была поставлена задача, после выполнения которой его выводили с первого места, уступая тем самым дорогу новому политическому менеджеру, еще более жадному до властных высот. Если следовать этой логике, то после парламентских выборов и Виктору Януковичу предстоит уступить свой пост.
В пользу этой версии говорит и значительная активизация Рината Ахметова. Ринат Леонидович не только получил фартовый седьмой номер в избирательном списке Партии регионов, но и насытил своими людьми первую, гарантированную проходную сотню этого списка. Это дало основания некоторым политологам предположить, что именно неформальный лидер «регионалов» будет реально претендовать на премьерский портфель после парламентских выборов. Конечно, велик соблазн сделать из Ахметова «украинского Берлускони», но все же не будем торопиться - жизненный путь «всемогущего Рината» не дает оснований ожидать от него поспешности в принятии решений. Скорее, Ахметов предпочтет осмотреться и набраться опыта на печерских холмах.
Отечественная политическая практика свидетельствует, что для ускорения политической идентификации политической силе иногда неплохо оказаться в оппозиции. Впрочем, далеко не факт, что Партия регионов станет, как прогнозирует, например, Роман Безсмертный, главной оппозиционной силой. Не исключено ее непосредственное участие в формировании правительства. Технологическая команда, работающая с «регионалами», пользуется лидерством партии в избирательном марафоне и планомерно обкатывает разнообразные политические инициативы, вкладывая их в уста партийного вождя. Только в 2006 году во время разных публичных выступлений Виктор Федорович выдал практически полный набор разнообразных идеологем. Очевидно, после парламентских выборов на их основе и будет лепиться новая программа Партии регионов как центристской силы с отчетливым региональным акцентом.
Хотя фракция Партии регионов, вероятно, будет крупнейшей в парламенте пятого созыва, не стоит думать, что ей по силам в одиночку стать законодателем мод в украинской политике. Впрочем, на руку «регионалам» численная слабость носителей признанно-обкатанных идеологий вроде социалистов и коммунистов, а также идеологическая рыхлость обеих частей «оранжевой» команды - и «Нашей Украины», и БЮТ. Парадокс - но «оранжевая революция» не только продемонстрировала управленческую слабость революционеров и их патологическую склонность к мелкой интриге, но и заставила основную проигравшую силу модернизироваться, дабы соответствовать растущим требованиям текущего момента и общественным ожиданиям. Так что Партия регионов, которая приведет в парламент защитников интересов крупного национального бизнеса, имеет шанс воспользоваться некоторым затишьем и решить актуальные для себя вопросы. Среди них - появление новых публичных фигур (действующих явно недостаточно), кристаллизация идеологии и выстраивание политической структуры на местах. Очевидно, что под эти задачи потребуются новые вожди, и далеко не факт, что все они сегодня на политической авансцене.
DailyUA