Выборы в парламент закончились для СДПУ(о) полным фиаско. Исключением стал Нестор Шуфрич. Самого популярного политика самой непопулярной партии избрали в Верховный Совет Крыма. В интервью «proUA» Нестор Иванович рассказал о своих планах, подозрениях и неприхотливом бизнесе.
- Существует мнение, что блок «Не так!» на выборах набрал бы в Крыму (и не только) куда больше голосов, если бы назывался блоком «За Шуфрича!». Вам не приходят в голову мысли о том, чтобы сменить политическую «прописку» или создать собственную партию?
- Не приходят. Потому что для меня принцип командной ответственности, принцип товарищеских мужских отношений – это главное в жизни. Конечно, случаются разные ситуации, но пока я не вижу реальной необходимости менять свою партийную принадлежность.
- А как быть с высказыванием Леонида Кравчука, который посчитал что своими заявлениями в программе «Свобода слова» вы «поставили себя фактически вне блока»? Звучит почти как «вне закона»…Вы после того эфира общались с Леонидом Макаровичем?
- Да, общался. Никакого личностного противостояния между нами нет, я его уважаю и вообще горжусь тем, что работал и работаю с первым Президентом Украины без малого 10 лет.
- Но «вне блока» вас видит и Юрий Ехануров, который предрек Нестору Шуфричу переход в Блок Юлии Тимошенко…
- …Нет, он сказал о том, что Шуфрич появится в большой политике осенью. И еще что-то говорил о слиянии СДПУ(о) с Тимошенко. Ну, второе – это из мира фантастики, скорее «Наша Украина» сольется с Компартией. Что касается возвращения Шуфрича в политику и той оценки, которую мне дал Юрий Иванович…наверное, он знает что-то такое, о чем мы сегодня только догадываемся….
- А вы догадываетесь, что именно знает Ехануров?
- Может быть, досрочные выборы в Верховном Совете…Возможно, он имел в виду отставку «оранжевой» команды и приход бело-синих. Тогда, естественно, Шуфрич в таком пасьянсе будет присутствовать.
- Поговорим об итогах выборов для СДПУ(о). Согласны ли вы с тем, что название блока «Не так!» оказалось нетехнологичным и себя не оправдало?
- Нет, избирательная кампания прошла очень хорошо. Как раз название было сверхтехнологичным. Я не могу высказать каких-то серьезных претензий и к тому, как проводилась агитация. Хочу напомнить, что самые последние социсследования, которые были опубликованы перед выборами, меньше двух с половиной процентов нам не давали. То же касается и экзит-полов. И меня не может не беспокоить вот что: ну не могут за Шуфрича и его команду в Черкассах и Сумах голосовать (в процентном соотношении) так, как в Луганске и Одессе. Такого не может быть априори. Люди, которые поддержали нас в областных, городских и других советах, не могут голосовать кратно отлично от своего выбора по Верховному Совету. Кратно! Да, может быть разница в 15-20%. Но когда результаты отличаются в 3-4 раза, объяснить такое невозможно. То есть в ночь с 26 на 27 марта происходили вещи, которые выборами назвать нельзя. Но… при этом нужно быть мужчиной, нужно оставаться политиком, уважающим себя и своих оппонентов. Закон всем предоставлял возможность защитить свои голоса. Те, кто не смог этого сделать, должны в первую очередь винить себя и не пенять на других.
- В чем на этих выборах вы видите главные ошибки партии?
- Я не вижу ошибок партии в этой избирательной кампании. За исключением последнего дня подсчета голосов. Штаб сработал из рук вон плохо, не смог защитить наши реальные голоса. Их явно было минимум в два с половиной, в три раза больше, чем нам посчитали. Но опять же: подтвердить это документально мы не можем, поэтому сегодня получаем информацию от других партий. Но я твердо убежден: ради того, чтобы произошло формирование нового правительства по принципам, заложенным в обновленной Конституции, а значит, она вступит в действие в полном объеме, мы, я считаю, должны сцепить зубы и дать пройти этому процессу. Даже если этот процесс идет где-то мимо нас. Сегодня общество должно получить новую Конституцию и власть, сформированную по новым принципам. Или же роспуск парламента – но уже на основании новой Конституции.
- По итогам выборов Виктор Медведчук собирался уйти в отставку, но этого пока не произошло. Когда вы в последний раз виделись с Виктором Владимировичем?
- Буквально три дня назад.
- И как у него настроение?
- Ну, скажем так, радости сегодня в наших кабинетах мало, что там говорить. Но самобичевания тоже не наблюдается.
- А он не передумал уходить с поста руководителя партии?
- Скажем так, мы еще не рассмотрели его заявления.
- Но по ходу вашей последней встречи вы не почувствовали, что его намерения изменились?
- Я не буду говорить о его намерениях, давайте дождемся выполнения всех формальностей. Заявление Медведчука подано, он его не отзывал, оно еще не рассмотрено.
- Крымская «бело-синяя» оппозиция уже по сути сформировалась. Очередь за дележом портфелей. На какую должность рассчитываете вы?
- Вы знаете, вы мне напомнили эпизод из «Трех мушкетеров», когда кардинал Ришелье предлагает мушкетерам патент офицера, и Атос говорит: «Для графа де ла Фер этого слишком мало, а для Атоса – слишком много». Для меня очень важно, чтобы в Крыму были воплощены принципы, которыми я жил последние полтора года. Это принцип нормального сотрудничества единомышленников. Желание создать в Крыму коалицию единомышленников – это, если хотите, стремление воплотить в жизнь ту мечту, которую мы не сможем воплотить в Верховном Совете Украины и в целом по стране. Бело-синее ядро: эсдеки, Витренко, Партия регионов. И есть своя специфика, там мы можем объединяться с другими силами, которые не являются «оранжевыми», если только во главу всего этого не будут поставлены амбиции и портфели. Логично, что доминировать в этой конструкции должна Партия регионов Украины. Это нормально: 44% в парламенте дают им право претендовать на первые роли. Но возможности должны быть для всех, и я хотел бы, чтобы крымский парламент стал образцом того, как должны взаимодействовать политические силы для достижения главного – стабильности и развития крымского региона. К сожалению, не могу сказать то же о всей Украине.
- И все-таки: кем вы себя видите в упомянутой вами «крымской конструкции»?
- Очень многое будет зависеть от конфигурации в центре. В зависимости от того, какой будет общеукраинская коалиция, и определится место Шуфрича в политике в целом и в Крыму в частности.
- Но политики из Партии регионов, которая, по итогам выборов, будет доминировать в Крыму, уже предлагали вам какие-то посты?
- (После долгих раздумий) Давайте поговорим на эту тему после окончательного создания коалиции.
- Раз уж мы заговорили о министрах, нынешних и будущих, поговорим о вашем противостоянии с Юрием Луценко. В свое время вы сказали, что из-за истории с переписанным на родственников имуществом у вашей мамы случился микроинфаркт. И добавили: мол, я им этого не прощу…
- …Этого я им точно не прощу.
- Вот и я об этом. Как у любого человека, у вас есть враги. Кто, помимо Луценко, входит в тройку ваших злейших врагов?
- Это, я считаю, враги украинского общества. И Луценко… он слишком мелкий, чтобы быть врагом. Фигура довольно злопакостная и мерзопакостная, провоцирующая и губящая страну, - это Порошенко.
- А остальные двое?
- Я бы сказал так: Порошенко, Порошенко и еще раз Порошенко.
- Вы верите в то, что может быть «оранжевая коалиция»?
- Знаете, для Шуфрича, как одного из лидеров бело-синего движения, не было бы большей радости, чем увидеть Тимошенко в оппозиции к Ющенко. Это был бы логичный и прогнозируемый крах Майдана. Но вы знаете, такую радость мне навряд ли доставят.
- Итак, появится «оранжевая коалиция» - и что дальше?
- Я думаю, что будет «оранжево-малиновая» коалиция с фактором какого-то заигрывания с Партией регионов. Это, наверное, если думать «оранжевыми» мозгами, было бы логично: проиграв реально избирательную кампанию, они могут получить победу. Не заметить этого невозможно. Как и еще одного фактора: если совместная коалиция с «Нашей Украиной» для Партии регионов проблемна и оправдать ее можно только премьерством Виктора Януковича, то для «Нашей Украины» такое объединение не будет иметь никакого объяснения. Это для них электоральная смерть и конец Ющенко как политика. Тогда, скорее всего, он не только не переизберется в 2009 году, но и вообще вряд ли добудет до конца нынешний срок…
ProUA.com