Директор департамента политического консалтинга Агентства комплексного развития «Мартин групп» Тарас Березовец, 31 год, прогнозирует быстрое избрание главы парламента и говорит, что новая Верховная Рада подымет проходной барьер.
- Согласно новой Конституции в Верховной Раде обязательно должно быть парламентское большинство. Это является ручательством стабильной работы?
- Главная опасность для стабильности парламента состоит в пестроте будущей коалиции. Любое большинство - то ли помаранчевое, или помаранчево-бледно-голубое - будет временным. Разные группировки внутри этих политических сил преследуют разные интересы. Нет единства в «Нашей Украине», БЮТ. Более или менее монолитными есть разве что фракции коммунистов и Партии регионов.
-Будут ли покупать в новой Верховной Раде голоса депутатов, и будут ли неявные переходы по фракциям?
- Голоса начали покупать еще до начала работы нового парламента. Этим занимаются практически все фракции. Активнее всего - Партия регионов и БЮТ.
И никто не сможет помешать депутату из одной фракции голосовать солидарно с другой. Уже вскоре после начала работы нового Совета там могут появится внефракционные депутаты. Они не смогут создавать новые фракции, но депутатские группы - вполне. И формальные, и неформальные.
- Долго ли будут избирать главу Верховной Рады?
- Спикера выберут очень быстро. Как только станет понятно, кто возглавит правительство. Решение относительно главы Верховной Рады будет следствием компромиссов в вопросе о кандидатуре премьера.
Кто является реальным претендентом на должность спикера?
- Все будет зависеть от формата коалиции. Если она будет помаранчевой, то главой Верховной Рады будет кто-то из СПУ или «Нашей Украины». В случае коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов почти стопроцентно спикером будет представитель «регионалов». Вероятнее всего, Раиса Богатырёва.
- По вашему мнению, кто лучше всего подходит для этой должности?
- От Социалистической партии это Александр Мороз. От «Нашей Украины» наилучшая кандидатура - Роман Бессмертный. Он там лучше всего умеет учитывать интересы разных людей и групп, находить компромиссы.
К сожалению, не попал в парламент Владимир Литвин - он все-таки был одним из наилучших за всю историю главой Верховной Рады. Поэтому выбор вероятнее всего сведется к этим трем кандидатурам: Мороза, Богатыревой и Бессмертного. Наилучшим из них был бы Александр Мороз.
-Этот ли парламент будет так же продуктивным в принятии законов, как предыдущий?
- Он постановит законов меньше, чем предыдущий, но они будут более качественными. А вот по исторической значимости принятых решений эта Верховная Рада превзойдет все предыдущие. Думаю, именно во времена этого парламента состоится вступление Украины в НАТО и СОТ. Также будут приняты очень важные законы, которые облегчат интеграцию Украины в ЕС.
- Будет стараться ли эта Верховная Рада снова изменить Конституцию?
- Без сомнения. Нынешняя ее редакция не устраивает ни одну из политических сил. Одни из них стремятся еще больше ограничить полномочия президента и расширить собственные. Другие, наоборот, этим старанием будут противостоять.
Депутатскую неприкосновенность будут отменять?
- Весь состав парламента на такое не пойдет. А вот БЮТ и СПУ на отмене депутатского иммунитета будут настаивать. Но это решение так и не будет принято.
- Как будет с популизмом и обещаниями?
- Такого, как в прошлом парламенте, не будет. Большинство людей, которые будут определять характер работы новой Верховной Рады, есть прагматиками. Они будут преследовать прежде всего собственные интересы.
- Что будет происходить с партиями, которые не прошли в Верховную Раду?
- Или будут отходить в прошлое, или будут стараться реализовать себя снова. А это можно сделать, создавая дестабилизацию в тех регионах, где эти партии имеют значительную поддержку. Они также будут заинтересованы в любых досрочных выборах - и в президентских, и в парламентских.
- Будут стараться ли парламентские партии повысить проходной барьер?
- Безусловно. Наверное, лишь коммунисты не поддержат этой идеи - так как в таком случае они едва ли попадут в следующий парламент. А остальные игроки в поднятии проходного барьер заинтересованы. Самым логичным был бы для них пятипроцентный. Но вообще значительное повышение проходного барьера будет губительным для политического процесса.
Ведь опыт западноевропейских стран свидетельствует, что для пользы демократии проходной барьер нужно наоборот уменьшать. Например, в Дании он составляет один процент, но в парламент проходит не более чем девять партий. Оптимально было бы, если бы в Украине было около 20 политических партий. И из них в парламент каждый раз попадало бы по крайней мере семь.
- Какими будут отношения между большинством и меньшинствами?
- Сотрудничество между властью и оппозицией будет более прагматичным. У нас политики, которые являются врагами на публичной сцене и в кровь разбивают себе носы, довольно часто через пять минут после того идут вместе пить кофе. И за кулисами парламента разногласий между такими людьми почти нет.
- Если Партия регионов пойдет в оппозицию, она будет стараться дестабилизировать ситуацию?
- Через свой менталитет они едва ли будут играться в политические технологии. У них есть мощный бизнес - а деньги, как известно, любят тишину. Поэтому «донецкие» обречены сотрудничать с любой властью, которая будет в Украине.
Газета по-украински