О том, почему Украину ожидает экономический коллапс, какова будет в скором времени цена на газ, а также о реальных последствиях поспешного вступления страны в ВТО, в интервью московскому ИА «Национальные Интересы» рассказывает депутат Госдумы РФ, д.э.н., член-корреспондент РАН, глава Комитета по содействию внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Глазьев.
– Сергей Юрьевич, вы хорошо знаете Украину, вы родились и учились в промышленном городе Запорожье. Что ожидает в скором времени экономику этой страны?
– Если ситуация не будет исправлена в ближайшие месяцы, Украину ждет социально-экономическая катастрофа, потому что, во-первых, переход к оплате поставляемого из России газа на европейские цены будет означать банкротство ведущих отраслей украинской экономики, которые формируют ее платежный баланс по экспорту. Во-вторых, сильное ухудшение платежного баланса будет означать неизбежную девальвацию гривны не менее чем в полтора раза, а может быть, и в два. В-третьих, это вызовет резкое повышение стоимости жизни из-за повышения стоимости коммунальных услуг, где тепло и электроэнергия играют доминирующую роль. То есть получается, что уровень жизни населения Украины может упасть в два-три раза.
– И как отреагирует на это население?
– Думаю, украинское общество к этому совершено не готово, а власть не отдает себе отчет в том, что творит. Ведь демарш «Газпрома» по переходу к поставкам российского газа по европейским ценам в Украину – это реакция на то, что Украина, с одной стороны, демонстрирует нежелание входить в таможенный союз с Россией, затягивая переговоры о вхождении в ЕЭП, а с другой стороны, руководство Украины заявляет о желании войти в ЕС.
– Чем же плохо, что Украина стремится в Европу?
– Если Украина войдет в ЕС, тогда не возникнет даже юридических оснований поставлять газ ей по льготной цене, ниже европейской. Если «Газпром» это будет делать, тогда любой потребитель из Венгрии или из Германии предъявит претензии: это нарушение правил добросовестной конкуренции, мировой торговли.
– При каком условии Украина может получать газ по льготным ценам?
– Мы можем и обязаны будем поставлять Украине газ по российским ценам только в случае, если Украина станет частью ЕЭП, если она войдет в таможенный союз. Мне очень странно, что многие украинские политики этого не понимают. Они не понимают, что обрекают свой народ на очень серьезные решения. Я очень хорошо знаю металлургический комплекс Украины, который сегодня является главным локомотивом экономического роста в стране, а также украинскую химическую, авиационную промышленность, сельское хозяйство. Вот эти четыре базовых отрасли рухнут.
– По Вашим прогнозам, когда это произойдет?
– Через год, потому что в следующую зиму Украина войдет с европейскими ценами на газ.
– А европейские цены – это сколько?
– Это вопрос не простой. Мы говорим о минимальной границе в 200 долларов за тысячу кубометров, а какими дальше они будут на внутреннем рынке Украины, этого еще никто не знает. Я не удивлюсь, если украинские монополисты захотят довести цену до немецких. Надо ж как-то зарабатывать! Ведь сейчас львиная доля российского газа, которая идет в Украину, поставляется как реэкспорт Украины. Украинский потребитель живет на туркменском газе, но Туркмения тоже хочет иметь больше прибыли. Поэтому если с Россией не удастся договориться, то и туркменский газ повысится в цене. У меня в этом нет никаких сомнений.
– А какую предельную цену на газ могут выдержать украинские предприятия?
– Максимум до ста долларов. А речь идет о 200. Это означает, что химико-металлургический комплекс, который дает подавляющую часть валютных поступлений, обанкротится. Украина потеряет львиную долю своих экспортных доходов.
Параллельно попытки некоторых деятелей в Украине втянуть ее в НАТО уже сегодня оборачиваются тем, что российское Министерство обороны закрывает контракты по авиакосмическому комплексу, разрушаются кооперации в этой отрасли. Но по цене готовых изделий машиностроения, прежде всего, авиационной техники, производимых украинскими предприятиями, более 60% составляют российские комплектующие. То есть без российской комплектации украинская авиапром погибнет.
С другой стороны, Россия – это единственный рынок, если не считать поставки авиадвигателей в Азию и Африку, где еще летают наши самолеты. Поэтому практически все будущее украинской авиационной промышленности связано с российской кооперацией. И отказ сейчас Минобороны РФ продолжать кооперацию по самолету АН-70 означает катастрофу для ведущих предприятий украинской промышленности. Что касается сельского хозяйства, то мы видим, что эмбарго в отношении поставок молока и птицы на российский рынок из Украины очень болезненно отразилось на самочувствии украинского сельского хозяйства. Я не думаю, что Европа готова открыть свой сельскохозяйственный рынок для Украины.
Поэтому тут баланс минусов и плюсов вхождения или невхождения Украины в ЕЭП настолько очевиден, что у меня вообще полное недоумение в отношении поведения украинского руководства.
– А как Вы думаете, чем это объясняется?
– Они играют с огнем. Я объясняю это только тем, что украинские руководители, которые тянут Украину в НАТО и в ЕС, делают карьеру не в Украине. Они делают карьеру в трансатлантических структурах. Может быть, они хотят в будущем переселиться в Европу или в Америку? Не знаю. Но их собственный народ через некоторое время выгонит их из страны, потому что, я уверен, народ Украины не потерпит снижения уровня жизни в два раза. На фоне экономического роста в России это будет означать, что уровень жизни в Украине станет ниже российского раза в три. И что дальше? Что Европа сможет предложить в данном случае? Только рабочие места. Но на волне ксенофобии, которая сейчас есть в Европе, и проблемы с нелегальной эмиграцией разговоры о том, что украинских рабочих ждут с распростертыми объятиями, представляется крайне сомнительным.
– Украина завершает переговоры с ВТО и планирует вступить туда до конца года. Будет ли это иметь какие-то последствия для российско-украинского товарного оборота?
– Украина уже практически завершила переговоры о вступлении в ВТО, и условии, на которых она сегодня собирается вступать в ВТО, неприемлемы для России. Их признание будет означать, что Украина уже никогда не войдет в таможенный союз с Россией и в ЕЭП. Меня удивляет, что украинские политики, деловые круги и промышленники не понимают условия, на которых Украина собирается вступать в ВТО.
Переговоры с украинской стороны ведутся разными людьми и в разное время. В Украину приезжают некие чиновники, не обличенные никакой ответственностью, подмахивают без обсуждений то, что у них просят в Вашингтоне или Брюсселе. В результате мы получаем, что условия присоединения Украины к ВТО гораздо хуже российских. Они хуже по всем позициям. Украинская экономика становится полностью открытой, что неприемлемо для российских товаропроизводителей. Это означает, что российское правительство вынуждено будет просто отгораживаться от Украины, вводить полноценную таможенную границу.
– То есть Украина подходит к критическому моменту?
– Украину уже довольно далеко завели, и наступает, как говорится, последний час – точка невозврата. Если Украина подписывает соглашения о вступлении в ВТО, то уже никогда мы не сможем иметь ЕЭП с Украиной. А это будет означать стабилизацию цен на энергоносители на европейском уровне. В этом случае уже никто не сможет убедить руководство «Газпрома» поставлять в Украину газ по низким ценам. Это означает фиксацию того, что украинская экономика и общество будут потреблять газ по европейским ценам. Значит, и нефть, и тепло, и электроэнергия будут по европейским ценам. В результате это приведет к банкротству ведущих отраслей украинской экономики. Рост безработицы, по нашим оценкам, будет не менее чем на три миллиона человек, будет резкое падение уровня жизни, инфляция, и, главное, не видно, на что эти люди, которые тянут Украину подальше от России, будут опираться. Ведь никаких новых точек роста они не предлагают.
– Когда будет пройдена эта точка невозврата?
– Как только Верховная Рада ратифицирует условия, которые сегодня согласованы украинскими переговорщиками по ВТО. Но почти все условия согласованы.
– Какой же выход из этой ситуации?
– Простого выхода уже нет, потому что Украине нужно отказаться от результатов этих переговоров. Политически это реально, ничего страшного в этом нет. Китай, например, когда зашел в тупик, прервал переговоры и потом фактически пошел на новый раунд. Переговоры шли долго и тяжело, но, тем не менее, он выторговал себе хорошие условия в ВТО. А Украина идет на колоссальные уступки.
У Украины сегодня есть единственный шанс – выйти из этой ситуации тотального поражения – ухватиться за Россию. И поскольку сохраняется возможность войти с Россией в таможенный союз, Украина должна туда стремиться, чтобы получить все те условия, которые получает Россия. Те люди, которые вели переговоры о вступлении ВТО, коль скоро они все сдали, пошли на уступки, ничего взамен не получили, то нужно от этих переговорщиков отказываться. Нужно объяснить украинскому обществу, что вышел конфуз и поставить вопрос о том, что Украина вступает в ВТО на условиях, не хуже российских. Это серьезная позиция государственного руководителя – отстаивать свои национальные интересы, а не идти на поводу у чужих интересов.
Беседовал Сергей Морозов, Москва
ИА «Национальные Интересы»