Священный Синод Украинской Православной Церкви выступил с заявлением относительно пункта 14-го «Универсала Национального Единства», сообщает пресс-служба УПЦ.
Как говорится в заявлении, в 14-ом пункте Универсала Национального Единства, подписанного 3 августа в Секретариате Президента, среди плана действий для обеспечения национального единства сказано: «Соблюдение свободы вероисповедания. Уважительное отношение к объединительным стремлениям верующих всех православных церквей без вмешательства государства и политических сил в этот процесс».
Украинская Православная Церковь заявила, что на консультации по согласованию этого пункта не были приглашены представители тех церквей, об «объединительных стремлениях» которых в документе идет речь. Уже само формулирование государством своего отношения к активным процессам, которые происходят в Церкви, без участия самой Церкви, или церквей, по мнению Священного Синода, расценивается как вмешательство в этот процесс, который само собой противоречит изложенной в 14 пункте Универсала.
Действительно, никто другой, как сами церковные деятели, не смог бы лучше сформулировать свое отношение к процессу образования Православного единства в Украине, а также принципов церковно-государственных отношений и участия государства и посторонних сил в этом процессе.
Во время довольно продолжительных дискуссий политических лидеров по этому вопросу Президенту необходимо было пригласить представителей церквей, что безусловно положительно сказалось бы в будущем на процессе достижения украинского всеправославного единства.
Священнослужителей обрадовало, что здравый смысл победил, и политические деятели не поддержали тот проект «Плана действий», который был предложен Президентом для рассмотрения раньше. В частности, в пункте 12 говорится: «Соблюдение свобод вероисповедания. Поддержка стремлений к образованию единой Поместной Украинской Православной Церкви».
Служители УПЦ МП считают, что заготовка такого содержания в перспективе имела в виду легализацию при государственной поддержке одного из раскольнических группировок, а именно так называемого «Киевского патриархата», или «образование единой Поместной Православной Церкви». Последнее на данном этапе, при канонической неполноценности тех, кто отошел от исторической для Украины Православной Церкви, потерял церковную сущность, перестал собственно быть православным, могло состояться исключительно механически при грубом вмешательстве власти. Украинская Православная Церковь тоже за то, чтобы стать «равноправной сестрой в семье Православных Церквей», - об этом говорится и повторяется в официальных документах еще с 1993 года.
В целом, Украинская Православная Церковь с одобрением воспринимает выработанную формулу «Плана действий» Универсала относительно церковного вопроса. Синод положительно оценил тот факт, что на общегосударственном уровне среди проблем, которые мешают национальному единству, признано ненормальное состояние раскола Украинского Православия, рожденного недобросовестными политиками и отдельными религиозными деятелями в начале 90-х годов прошлого столетия. Украинская Православная Церковь постоянно выступает за преодоление церковного раскола.
УПЦ МП не соглашается с использованным в тексте Универсала термином, который называет стремления верующих «объединительными». Объединяться, по словам духовенства, могут исключительно равноправные и равноценные части, что нельзя сказать сегодня об участниках этого процесса, как УПЦ-КП и УАПЦ. Мировое Православие не признает за ними церковности, считая «иерархов» этих религиозных организаций светскими лицами.
Реальная на сегодня еклезиологическая позиция УПЦ относительно единства православных в Украине определена ее Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Владимиром: «Сегодня много говорят об объединении ветвей Православия. На самом деле же есть действительная Церковь, есть отход от этой Церкви и возвращение к этой Церкви с целью снова стать ее членом, клириком или епископом.
Мы должны помнить, что нет греха, который бы не прощал Господь, и нет греха, который бы Церковь не покрыла своей любовью. Она ждет тех, кто ушел. Ждет, чтобы они возвратились. И тогда будет Единая Церковь».
С точки зрения Украинской Православной Церкви к тексту Универсала следовало бы включить такие основоположные пункты:
1. Государство признает христианский выбор большого равноапостольного князя Владимира исторически решающим и державосозидетельным.
2. Церковь, при обретении статуса юридического лица, и Государство, неуклонно и тщательно придерживаются конституционного принципа взаимоневмешательства.
3. Государство имеет соответствующее отношение относительно стремлений верующих относительно обретения украинским Православием надлежащего канонического статуса.
Украинская Православная Церковь надеется, что ее предложения, пожелания и замечания будут учтены при воплощении в жизнь «Плана действий» Универсала Национального Единства ради установления реального национального единства.
ELCOMART Политический процесс