«Росукрэнрго» в Западной Украине скупает газоперерабатывающие заводы. Можно сказать, процесс пошел. В смысле избавления Украины от своей трубы. Впрочем, может я ошибаюсь, но опыт показывает, - скупка российскими предприятими украинских производств до добра эти самые производства не доводит. С нефтеперарбатывающими заводами это уже произошло, - последнее, что успело осуществить старое правительство Януковича. Тепрь новое правительство того же Януковича принялось и за «газовиков». Что ж, вполне логично, - за лояльность старшего брата нужно платить. Причем, разумеется, не из собственного кармана, а за ее, то бишь Украины, счет, в лице многострадального топливно-энергетического комплекса.
Я, собственно говоря, не против иностранных инвестиций. Лично мне все равно, кто будет вкладывать деньги. Французы там, англичане, немцы, американцы или россияне. Главное в этом деле – только одно: вовремя платить налоги в украинскую казну, продавать предприятия по рыночной цене и сохранять по крайней мере минимальные, социальные стандарты и гарантии. А то получается так: непонятно за что, за какие деньги, на каком основании, на каких условиях отдаются российским компаниям заводы за сотую долю того, что они стоят на самом деле, а потом выясняется, что за долги. Какие долги? Чьи долги? Это во-первых. Во-вторых, действительно, все платят налоги, все покупают, приходят россияне – забирают за бесплатно, и притом налоги уходят в российскую казну. Если кто думает, что при Януковиче от россиян здесь что-то остается, то это не совсем так. Может, где-то и остается, но то бог с ним, если сумел организовать, то за это ценить нужно…
Вопрос несколько в ином. Представим себе, что Украина закупает определенное количество газа по условно-договорной цене. Далее, этот закупленный газ, по идее, является собственностью Украины. Им распоряжается «Нефтегаз Украины», который некоторым образом причастен к «Росукрэнерго», которое некоторым образом продает его государству Украина. Заметим, не «Нефтезгазу». Я пишу «некоторым образом», потому что сейчас никто толком не может объяснить, кто у кого, на каких условиях, каким образом, по какой цене и через чьи банковские учреждения покупает этот самый газ. Как и то, что такое «Росукрэнерго», и как в этот любовный треугольник вписываются «Газпром» и «Нефтегаз Украины»…
После этого газ транспортируется в облгазы, потом на одни предприятия, или в горгазы и на другие предприятия, дома, квартиры и т.п. Со всеми ндсамии, торговыми надбавками, платой за внутренний транзит. Опустим момент, что обл- и горгазы здесь выступают как посредники, выполняющие… а собственно говоря, какую функцию они выполняют? Кроме как накручивать сверх того цену на топливо? И если учесть вышесказанное, в чьей, в принципе, не юриидически, в правовом смысле, собственности находится газ? И ведь проблема здесь-то и заключается в том, что топливо продается государству, а не компанией компании, юридический статус которой неясен повседневному обывателю. А если б даже «Росукрэнерго» не было, то в какой мере, опять же, в принципе, этот самый «Газпром» - государственная лавочка?
Так вот, газ непосредственно попадает потребителям. То есть гражданам Украины, госучреждениям, госпредприятиям и разного рода негосударственным фирмам, компаниям и корпорациям. Которые за этот газ расплачиваются. И возникает тут главный вопрос: а откуда, собственно, берется задолженность, да еще в таких размерах, за которую нужно отдавать предприятия энергетического сектора? То есть кто из этих условных групп не платит? Граждане? Практически все, и это не государство Украина. Госучреждения и госпредприятия? Да. Но опять же – они платят полностью или нет? И кто сейчас может с точностью сказать, государственное ли данное предприятие или нет? Чисто теоретически: если государство принадлежит 50% плюс одна акция, а все остальные – иным акционерам, то кто должен платить за потребляемый газ и в какой мере? Кроме того, возникает вопрос о голой статистике, - доля этих предприятий и учреждений в общеукраинской газовой потребительской корзине. Соответственно, и уровень платежей, которые должно обеспечивать государство. И остальные фирмы – то же самое, а именно – кто, сколько и за что должен платить. Заметим, что последняя группа – это тоже не государство Украина. Тогда возникает вопрос: а за что должна платить Украина, в смысле государство Украина? Можно предположить, - и на то есть большие основания, - что базовыми потребителями голубого топлива являются предприятия добывающей, металлургической, химической и перерабатывающей промышленности. Которые, в свою очередь, в основном, но пока еще не везде, контролируются несколькими людьми из Партии Регионов и ее союзниками. Так спрашивается: товарищи донецкие, почему государство Украина за вас расплачивается, а предприятия при этом отдаются бесплатно? Давайте так: задолженность, если возникает, то это значит, что кто-то, где-то, кому-то недоплатил и/или не заплатил. Впрочем, не исключено, что и газ, и платежи исчезли в донецких шахтах. Но это другой вопрос. Так вот: долг есть, и понять, знать, вычислить, чей именно, - это не сложно. В таком случае давайте отдадим именно это предприятие, или его оборудование за долги, пустим под молоток, объявим конкурс, в смысле открытый конкурс, и честно отдадим долг. За товар нужно платить – бесплатно ничего никому не достается. А получается – мы должны, а вы расплачиваетесь. Кстати, по поводу «государство Украина» и ее долгов. Практически откуда берутся деньги, выплачиваемые в качестве долгов? Наверное, из налогов. Так вот еще один вопрос: сколоько раз повседневный гражданин в год платит за потребленный им и другими голубой газ? А Донбасс такой бедный, зато кормит всю Украину.
Но вернемся к газу. Это все может быть, если есть долги. А если долгов нет и никогда не было? Еще раз повторяюсь: я не против российского капитала, но пусть это будет российский капитал и капитал, работающий на общих, а не исключительно-мягких основаниях. Если газо-транспортная система все еще украинская, то роль «Нефтегаза» только одна – транспортировка, больше ничего. Может быть, еще добыча местного топлива, но это могут делать и иные компании, которые опять-таки могут быть. А если предположить другое – есть определенная договоренность про реэкспорт на запад, скажем, не по 230, а по 260 у.е. за кубометр, то получается, что за счет этого и должны существовать энергетические монополисты. Денег на транзит, которые платятся «Газпромом», явно не хватает даже на поддержание системы в рабочем состоянии. Скажем, той же вражеской Грузии перепадает в три раза больше, чем Украине. И тогда задолженность – это всего лишь маржа, и только. Которую ПР выплачивает за счет Украины. Заметим, что при ненавистной всему Донецку Тимошенко, ни при раннем Ющенко, ни даже при Еханурове, который, не успев стать премьером, бежал целоваться с Кучмой, всего этого не было. Но это так, предположение, гипотеза, которая и может быть былью, может быть и частью были, и абсоютной неправдой.
Правда, остаются вопросы. Что такое «Нефтегаз Украины» и какую роль он выполняет, за исключением транзитной? Почему за газ расплачивается государство Украина, когда основные потребители – частные компании? Даже если речь идет и о госкомпании, - то государство Украина здесь опять не при чем. И до сих пор ли украинская газотранспортная система является украинской? Фактически, а не юридически? И почему крупнейшие потребители одного региона должны жить за счет существования предприятий иного региона, причем обвиняя этот самый «иной регион» во всех смертных грехах?
Всеволод Гордиенко
ELCOMART Политический процесс