Пока коалиционные переговоры держатся в тайне от широкой общественности, лидер парламентской фракции СПУ, народный депутат Василий Цушко рассказал о пасьянсе, который раскладывают политические силы.
- Какая из политических сил, на Ваш взгляд, тормозит подписание соглашения о коалиции?
- Я оптимистично смотрю на эти процессы и считаю, что перерыв был чисто техническим. Каждый высказал свои замечания относительно текста соглашения. После их обсуждения рабочей группой останутся три-четыре позиции, которые мы не сможем преодолеть. Они будут вынесены на рассмотрение руководителей политических сил - Безсмертного, Мороза, Януковича и Симоненко. Как вы знаете, над созданием текста соглашения мы работали в три уровня: экспертная группа, рабочая группа, а потом уже лидеры фракций.
- Вы заявили, что в коалиции обязательно должна присутствовать «Наша Украина», чтобы не было диктатуры. Вы считаете, что между Партией регионов, СПУ и КПУ не может быть партнерских отношений?
- Сейчас в коалиции 243 голоса. Если отнять минимальное количество голосов одной из фракции, большинства уже не будет. Значит, сегодня любая из фракций может создать ситуацию нестойкого большинства. А я лично хочу, чтобы наш парламент в течение нескольких лет имел стойкое большинство. ПР и НУ по своей идеологии либералы, но в нынешней ситуации это либералы, репрезентирующие западную и восточную часть населения. В связи с этим сам смысл объединения даже не в идеологии. Просто в создавшейся после Майдана ситуации необходимо, чтобы все эти четыре политические силы были в коалиции. Тогда будет исключен, можно сказать, диктат любой политической силы, хотя это немного жесткое слово.
- Кто является ключевым звеном коалиции, диктующим все условия?
- Если все решения будут приниматься путем голосования, ключевых не будет. Дабы не потерять такие фракции, как СПУ и КПУ, чтобы НУ и ПР не объединились против них, в регламенте нужно отметить, что вопросы, которые будут вноситься на рассмотрение парламента, должны быть согласованы всеми четырьмя политическими силами, чтобы это были консенсусные вопросы. Этот вариант обсуждается, мы хотим, чтоб он стал стержнем коалиции.
- Насколько я знаю, Вы лично отстаиваете нахождение в коалиции коммунистов, почему?
- Если уйдет КПУ, тогда может начать «играть» любая политическая сила. А при нахождении в коалиции Компартии ни у кого нет монополии. То есть ситуативное объединение может быть из одной, двух, трех фракций. Тут пасьянсы разные могут быть... Вообще я считаю, что созданная коалиция была вынужденной в связи со сложившейся ситуацией в стране. Но я хочу, чтоб она была сохранена и никто друг друга не дурил!
- Какова, на Ваш взгляд, будет судьба тех политиков, которые не поддержали вхождение СПУ в коалицию с «Регионами»?
- У них три пути работы в нашей фракции и в нашей партии. Первый - выполнить решение большинства. Второй - самим написать заявление и выйти из партии. Третий - их придется исключить.
- Чего можно ожидать от съезда СПУ в конце сентября?
- Все, чего можно было ожидать, уже сказано. Будет просто обсуждение и принятие решений. Это второй этап съезда, которому после выборов были продлены полномочия. Мы обсудим результаты выборов, перспективы работы, изберем новое руководство, новый политсовет, руководителя партии, руководителя центральной контрольной комиссии - и на этом все закончится.
- Почему Вы обвинили Иосифа Винского в том, что СПУ набрала так мало голосов на выборах?
- У нас Винский, как первый секретарь политисполкома, де-факто был руководителем предвыборной кампании. Да, де-юре, председателем партии является Мороз, но все практические действия осуществлял его первый заместитель Винский. Я имел в виду это. Я не говорю, что лично Винский виноват в том, что мы набрали так мало голосов. Но он выполнял функции руководителя, и он должен за это отвечать.
- БЮТ предлагает, чтобы депутатов, вышедших из фракции, лишали мандата, а «Регионы» выступают против этого. Какой позиции придерживаетесь Вы?
- Императивного мандата в Конституции нет. Поэтому нарушать права тех людей, которые избраны в парламент, нельзя. Это можно сделать только после внесения изменений в Конституцию. Социалисты были за императивный мандат, БЮТ не участвовал в голосовании. А сейчас не надо жить по принципу «место сидения определяет точку зрения». Нужно смотреть на перспективу. Поэтому депутатов этого созыва никто не исключит, пока не будут внесены изменения в Конституцию. Все это знают. Надо было голосовать тогда, когда принимались изменения в Основной Закон.
- Ваша политическая сила резко изменила свое отношение к Партии регионов после Майдана в лучшую сторону. С чем это связано?
- Но хотел бы вам напомнить: революция состоялась не потому, что кто-то был за Ющенко или против Януковича и поэтому вышел на Майдан. Майдан был только по одной причине: все мы хотели, чтобы наш голос был посчитан правильно! Вот основная причина помаранчевой революции! Прошел год, прошли новые выборы, все признали, что они были честные, премьером избрали Януковича. На Майдане говорили, что бандиты должны сидеть в тюрьме, но никто не доказал, кто является бандитом в нашей стране и кто должен сидеть в тюрьме (прошу заметить, я тут не увязываю с Януковичем). Никого из тех, кого хотели в чем-то обвинить, не посадили, и они легитимно стали депутатами. Поэтому сейчас все политические силы в парламенте на равных, они имеют право выступать от Украины. Да, мы были на Майдане. Потом мы пошли на выборы отдельно и набрали шесть процентов голосов. Мы стали депутатами. Дальше, учитывая, что все политические силы, прошедшие в парламент, легитимны, мы решаем, с кем наша партия будет сотрудничать. Мы создавали коалицию в одном формате, нами решили попользоваться, а потом выкинуть! Поняв эту игру, мы решили работать в другом формате. Здесь мы пытаемся осуществить свою программу, с которой мы шли на выборы. Как политическая сила, я считаю, мы действуем правильно и прагматично.
- Вы как-то назвали Януковича и Мороза сиамскими близнецами. Свидетельствует ли это о том, что Вы видите в этих политиках схожие черты?
- Я сказал, что после вступления в силу новой Конституции правительство во главе с премьер-министром и Верховная Рада вместе со своим председателем связаны, как близнецы, зависят друг от друга. И если завтра Кабмин уйдет в отставку, начнутся проблемы у большинства в парламенте. Если распустится парламентское большинство во главе с председателем ВР, Кабмин уйдет в отставку. Я это имел в виду! Таким образом, действия правительства могут нанести вред парламенту, и наоборот. Если вам не нравится слово «близнецы», скажу, что они связаны, как альпинисты!
- Вы говорили о том, что Янукович доверяет Морозу. А доверяет ли Мороз Януковичу?
- Политики доверяют друг другу настолько, насколько это возможно в политике. Это доверие имеет свою степень. На сегодняшний день у Мороза с Януковичем, также как у Мороза с Ющенко, рабочие доверительные отношения. Насколько я понимаю, и у Януковича с Ющенко рабочие доверительные отношения. А какие у них должны быть отношения? Если они замкнутся и будут общаться только через телекамеры, мы зайдем в тупик.
- Несмотря на то что у СПУ и КПУ схожие идеологии, Ваша политическая сила подписала Универсал национального единства безоговорочно, в то время как КПУ - с поправками. С чем это связано?
- Мы разные политические силы. У нас несхожие программы. СПУ - партия социальной защиты и социально-демократических ценностей, которая признает рыночную экономику и борется за полную социальную защиту граждан. Образец - многие страны ЕС и Европы. Анализ нашей программы делали эксперты Социнтерна, и нас приняли в эту организацию. Видно, 15-летняя история Соцпартии показала, что мы соответствуем их стандартам. Другой вопрос - как нам удается это осуществлять? Это связано с тем, насколько мы убедительны перед своим избирателем. К сожалению, наш избиратель на выборах дал нам только шесть процентов голосов. А, как нас учили в школе, парламентские выборы выиграли партии, представляющие крупную, среднюю и мелкую буржуазию. В парламенте от этих партий сегодня более 350 богатейших людей. Так голосуют наши люди! Почему? Потому что задействованы технологии, в которых серьезную роль играют СМИ. Технологии предвыборные, денежные, технологии задурманивания и очаровывания - как хотите. И люди голосуют не за конкретную программу, а за красивую подачу, красивое лицо, красивую прическу. Но это болезнь роста нашего общества и демократизации. Думаю, пройдет время, и все будут голосовать за социальную экономику. Тогда будет защищено детство, защищена старость, а у тех, кто может работать, будут рабочие места.
Универсал, на мой взгляд - это акт примирения после более чем «годичной холодной гражданской войны». Для того, чтобы не началась «новая война», нужно соблюдать этот акт всем. Мало того, в нем также намечены перспективы: да, они теоретические, это маяки, на которые должно ориентироваться общество в своем развитии. Когда мы подписывали Универсал, у нас не было противоречий, потому что мы со всем были согласны. Все пункты этого документа корреспондируют с нашей программой. Наши замечания, возникшие в процессе работы, были учтены. И мы будем делать все, чтобы Универсал соблюдался всеми сторонами. А если мы отойдем от этих принципов, тогда вы, журналисты, покажете, кто блефует и врет!
Газета «Столичные новости»