Как неоднократно отмечали рыночные аналитики, объединение Mittal Steel и Arcelor — двух крупнейших компаний на мировом рынке стали — должно запустить процессы консолидации во всей мировой металлургии. Очередной шаг в этом направлении сделали ведущие металлургические корпорации Японии и Южной Кореи — Nippon Steel и Posco.
Компании с начала 2000-х годов находятся в партнерских отношениях, а теперь, похоже, решили их, как говорится, углубить и усилить.
Nippon Steel и Posco объявили о расширении сотрудничества в производственной и сбытовой сфере. В частности, корпорации будут снабжать друг друга полуфабрикатами, совместно разрабатывать железорудное месторождение в Австралии, а также, возможно, вместе использовать обширную сбытовую сеть Posco в Китае. Следующим шагом, очевидно, станет обмен акциями. Сейчас японская и корейская компании владеют 3-5% акций друг друга, но вскоре размеры этих пакетов будут, судя по всему, увеличены. Данная операция должна стать одним из способов защиты от враждебного поглощения со стороны Arcelor Mittal, чего боятся и Nippon Steel, и Posco. Впрочем, практически наверняка можно сказать, что до прямого слияния компаний-партнеров дело не дойдет. Каждая компания будет управляться по отдельности, но согласовывать свои действия с союзником, что открывает возможности для присоединения к альянсу новых партнеров.
А вот германская Thyssen Krupp, которая тоже давно считается потенциальным участником какой-либо крупной консолидационной сделки, похоже, решила действовать самостоятельно. Имеющийся у нее резерв свободного капитала она решила вложить в строительство крупного металлургического комбината в США. Ранее Thyssen Krupp пыталась проникнуть на североамериканский рынок путем покупки канадской Dofasco, но та досталась Arcelor и вряд ли будет продана, хотя это и обещал ранее Лакшми Миттал. Вероятно, владельцу Mittal Steel здесь пришлось уступить менеджерам Arcelor, которые считают поглощение канадской компании исключительно удачным ходом.
Проект Thyssen Krupp оценивается в 2,3 млрд. евро, это будет крупнейшее новое предприятие в американской металлургической отрасли — по меньшей мере, за последнее десятилетие. Фактически это будет не один, а два завода — по выпуску углеродистой и нержавеющей стали. Первое предприятие мощностью 4,5 млн. тонн высококачественного углеродистого плоского проката в год будет использовать в качестве сырья слябы, поставляемые с нового комбината CSA, который в настоящее время строится в Бразилии. На втором предприятии планируется выплавлять 1 млн. тонн нержавеющей стали в год. Нержавеющие слябы будут проходить через стан горячей прокатки и частично использоваться для изготовления 325 тыс. тонн холоднокатаных и 100 тыс. тонн протравленных горячекатаных рулонов в год, а частично — отправляться на завод Thyssen Krupp в Мексике для дальнейшей обработки.
Подъем с гирями на ногах
Ситуация на мировом рынке стали продолжает оставаться нестабильной. В одних регионах цены пошли в рост благодаря повышению потребительской активности, в других они, наоборот, понижаются. Серьезной проблемой продолжает оставаться дешевая китайская продукция, на которую постоянно вынуждены оглядываться многие поставщики.
Так, например, именно конкуренция со стороны Китая, похоже, стала главной причиной резкого падения цен на листовую сталь украинского и российского производства. Заводы, использовав большую часть квоты для поставок в ЕС и вынужденно вступив в соперничество с китайцами на ближневосточном рынке, снизили цены на горячекатаные рулоны до 460-490 долларов за тонну FOB, а холоднокатаные — до 540-580 долларов за тонну FOB. В то же время, китайские компании, поддержанные медленным, но отчетливым ростом цен на внутреннем рынке, в последнее время пересматривают свои котировки в сторону увеличения. В первых числах сентября они предлагали горячекатаные рулоны по 475-500 долларов за тонну FOB, а стоимость холоднокатаных могла достигать 600 долларов за тонну FOB.
Правда, и этот уровень может показаться слишком низким другим производителям. В Азии продолжается процесс сокращения стоимости листовой стали — в первую очередь, горячекатаных рулонов и оцинкованной стали. В частности, индийские компании с 1 сентября снизили цены на плоский прокат на 10-25 долларов за тонну при поставках на внутренний рынок, объяснив свои действия конкуренцией с низкоценовым китайским импортом. Японские производители дефицитного в регионе судостроительного толстого листа были вынуждены ограничиться повышением цен при поставках в Корею в октябре-марте всего на 10 долларов за тонну — до 590 долларов за тонну FOB.
Более благоприятная ситуация складывается на рынках длинномерного проката. Поставщики заготовок в странах СНГ в начале сентября прибавили к своим ценам не менее 10 долларов за тонну, доведя их до 390-410 долларов за тонну FOB. Турецкие компании стремятся к подъему цен на заготовки до более 430 долларов за тонну FOB по сравнению с 405-415 долларов за тонну в середине августа, а на арматуру — до более 530 долларов за тонну FOB, тогда как в августе продавали ее дешевле 525 долларов за тонну FOB.
Правда, и здесь препятствием к выполнению этих планов могут стать китайские компании, активизировавшие поставки конструкционной стали в государства Персидского залива. В частности, сообщалось о закупках иранцами китайской арматуры по 440-460 долларов за тонну C&F, а также продажах аналогичной продукции в ОАЭ из расчета 530 долларов за тонну CFR.
Стоимость украинской арматуры, тем временем, возросла от 430-440 долларов за тонну в августе до 440-460 долларов за тонну FOB. Российская продукция в “дальнее зарубежье” практически не поставляется, так как заводам выгоднее продавать ее на внутреннем рынке, где максимальный уровень цен (в Москве) может достигать 1000 долларов за тонну с доставкой.
Нам чужого не надо
Продолжается понижение цен на индийскую железную руду, поставляемую в Китай. За первую неделю сентября они сократились еще примерно на 1 долларов за тонну — до 66-68 долларов за тонну CFR (для 63,5%-ного концентрата) вследствие уменьшения ставок на фрахт и низкого спроса со стороны китайских компаний. Как отмечают аналитики, сделки по приобретению руды на спотовом рынке практически полностью прекратились. Очевидно, как трейдеры, так и металлурги стремятся, в первую очередь, к использованию запасов в портах, размер которых в середине августа достигал 40 млн. тонн.
Кроме того, снижение объема закупок импортной руды — это еще и довод в пользу понижения цен на нее в следующем году. Пока что большинство аналитиков прогнозируют сохранение нынешних цен на 2007-2008 финансовый год. В частности, по мнению компании Numis Securities, изменение цен составит плюс-минус 10%, но наиболее вероятным кажется именно отсутствие всяких изменений. При этом, в качестве основного довода в пользу стабильности Numis Securities называет растущий объем китайского импорта железной руды. Несмотря на то, что внутреннее производство этого сырья в Китае по итогам первых семи месяцев текущего года увеличилось более чем на треть, закупки за рубежом тоже выросли, составив в январе-июле 186 млн. тонн. По итогам года Numis Securities прогнозирует импорт в размере 320 млн. тонн, на 16% больше, чем в прошлом году. Любое отклонение от этого показателя в сторону уменьшения будет весьма серьезным доводом для китайцев на грядущих переговорах по ценам.
Сдерживает Китай и объемы импорта металлолома. Однако здесь основная причина заключается в завышенности мировых цен по сравнению с китайскими. В начале сентября сорт, близкий по своим характеристикам к HMS №1, обходился китайским металлургическим компаниям, примерно, в 250 долларов за тонну с доставкой. В то же время, стоимость аналогичного материала на региональном рынке с учетом недавнего повышения снова приблизилась к 260 долларов за тонну C&F.
Вообще, металлолом в сентябре начал достаточно резво расти в цене. В США он обходится местным сталелитейным заводам примерно на 10-15 долларов за тонну по сравнению с августом, в ЕС произошло повышение примерно на 10 евро за тонну. Турецкие предприятия также весьма активно приобретают лом, а стоимость материала 3А из Украины или России достигла 260 долларов за тонну C&F продолжает постепенно подниматься.
Виталий ШИМКОВИЧ, Ukrrudprom