• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Петр Авен – один из столпов Альфа-банка
    Опубликовано: 2006-08-10 11:27:00

    Авен Петр Олегович родился в марте 1955 года в семье выдающего специалиста по вычислительной технике, преподавателя физмата МГУ, члена-корреспондента Академии наук Олега Авена. Петр Олегович окончил знаменитую школу №2 в Москве: школа была своего рода питомником гениев при физмате МГУ. «А я бы назвал ее точнее – массонской ложей,– рассказывал Авен,– после ее окончания нам выдавался специальный значок, он посильнее многих орденов будет. Надевают его выпускники до конца жизни, на всякие важные тусовки. По нему определяются «свои». В нашей школе, ко всему прочему, девяносто процентов учеников и учителей были евреями». Кстати, на разговоры о еврейском засилье в бизнесе, науке и искусстве Авен реагирует опять-таки без комплексов, справедливо замечая, что все прочие дороги, кроме как в науку, евреям на закате застоя старательно перекрывали. А уж то, что из элиты научной получилась элита финансовая,- нормальный ход вещей.

    Во школе №2 считалось хорошим тоном не только преуспевать по части точных наук, но и интересоваться искусством, быть в курсе последних литературных событий. Петр Олегович ко всему прочему был президентом школьного музыкального клуба и дружил с теми, кто мог доставать диски. В эти же годы он познакомился с молодыми Наминым и Градским, которых часто приглашал выступить. Как и большинство одноклассников, которые пошли в МГУ и МИФИ продолжать династии математиков и физиков, Петя Авен поступил в МГУ на экономический факультет, чтобы заняться математическими методами анализа экономики. Закончив в 1977 году экономический факультет МГУ, Петр Авен защитил кандидатскую диссертацию на знаменитой кафедре Шаталина (там методы системного математического анализа применялись к экономике, прежде всего советской). Но был у него и второй учитель, в то время, когда Петя «замахнулся на докторскую». Будущий текст докторской диссертации «Функциональное шкалирование» он выпустил в 1988 году под редакцией того самого Березовского. 

    Поработав немного во ВНИИ системных исследований при АН СССР, потом советником в МИДе, Петр Олегович двинулся навстречу юношеской мечте: в начале 90-х уехал работать по контракту в Венский международный институт прикладного системного анализа. Для этого пришлось выдержать изнурительный конкурс. За границу Петр Олегович уехал уже женатым, хотя женился поздно: "Я слишком люблю свободу и независимость",- говорил он. Женой стала выпускница истфака, которая родила ему близнецов Дарью и Дениса.

    Активность Петра Олеговича и способность заводить нужные связи вскоре была вознаграждена. После событий 1991 года он вошел в так называемое правительство реформ и возглавил Комитет внешнеэкономических связей (КВЭС). Но работа комитета была автономной и Авен, фактически, занял министерский пост. А уже в январе 1992 года возглавил вновь созданное Министерство внешних экономических связей РФ. С мая по сентябрь был одновременно председателем Межведомственной комиссии по ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). П. Авен подчеркивал, что считает себя авантюристом, потому что любит начинать с нуля. «Не будь во мне этой черты - так и остался бы в каком-нибудь НИИ»,– говорил он.

    Покинув правительство, Авен становится бизнесменом: «Во всем мире это естественный путь. Как и обратный переход из бизнеса в политику». Правда, собственное дело он решился начать не сразу: слишком силен был стресс после отставки. И потому в течение трех зимних месяцев 1991/92 года он консультирует «ЛогоВАЗ», заодно налаживая контакты с небезызвестным Б. Березовским. В марте 1993 года Петр Авен учреждает собственную финансовую консультационную компанию ФинПА - «Финансы Петра Авена», которая зарегистрирована как финансовая консультационная компания, дающая консультации прежде всего по сделкам с ценными бумагами. «Я знаю механизмы принятия решений в правительстве и не скрываю этого»,– комментировал Авен тогда же свое решение заняться консалтингом. Как рассказал чуть позже сам Авен «ФинПА» занялась ликвидными долговыми обязательствами государства, а точнее консультированием покупателей российских долгов по всем аспектам подготовки сделки, кроме вопроса цены, «ФинПА» заняла сегмент рынка, на котором у нее ни в то время, ни много позже вообще не было конкурентов. «Мы делали свопирование внутреннего долга на внешний,– говорит Петр Авен,– то есть обмен внутренних обязательств на внешние. Мы скупали долги, которые сейчас проплачиваются: государство имеет некий долг предприятиям и не может его отдать, потому что страна, которая должна отдать, не платит. Сейчас мы покупаем эти долги предприятиям, а потом, когда государство возмещает долги, деньги приходят к нам. Подобного типа сделки никто не делал – ниша была пустая». В 1994 году на П. Авена вышел Михаил Фридман.

    Петр Авен свое дело знал: он быстро увеличил клиентскую базу Альфа-банка, вывел его на принципиально новую, властную орбиту. Отдав Фридману 50% акций ФинПА, Авен стал взамен обладателем 10% акций «Альфы», и вскоре о банке заговорили как о надежном и дальновидном. Пост президента, поначалу чисто формальный, был создан в «Альфе» специально под Авена. Но уже в 1994 году Петр Олегович доказал, что стратегию банка определять достоин именно он. Говорят, что, узнав через своих людей в правительстве о надвигающемся обвале рубля, он помог «Альфе» «навариться» на «черном вторнике», на что в последствии в интервью невинно заметил, что больше всего на нем выиграло правительство – с него и спрос.

    Не без влияния Авена «Альфа» купила 40% акций ТНК – Тюменской нефтяной компании.

    Он даже избрался в Государственную думу декабрьского (1993) созыва - ту самую, которую поспешно избрали после разгона парламента в «черном октябре». Работать в «жириновском» парламенте П. Авен отказался, не желая порывать с банковским делом. Правда, в президиум «Демократического выбора России» он вошел, да и вообще с друзьями – Гайдаром, Чубайсом – не порывал никогда.

    А в 1995 году вместе с целым рядом лояльных к власти крупных бизнесменов адресовал президенту и правительству письмо, в котором предлагал выработать единые правила игры для взаимодействия власти и бизнеса. Такое наведение мостов в преддверии выборов-96 было признано обоюдно полезным. Не секрет, что в 1996 году Авен считал Ельцина единственным кандидатом, которого должен был поддержать крупный бизнес. После прихода Путина к власти Авен публикует в прессе сразу несколько чрезвычайно радикальных статей, в которых призывает нового президента вспомнить об опыте Пиночета и Ататюрка – наверстать потерянное при Ельцине время и довести реформы до конца железной рукой.

    Личные качества

    Один из виднейших политиков начала 90-х и бизнесмен, утверждающий, что он от политики принципиально далек. Скромный, редкостно интеллигентный на вид и грозный во гневе, а то и способный откровенно нахамить. Расчетливый, взрывной, жизнерадостно-спортивный и склонный к депрессиям. Типичный либерал-интеллигент и предельно жесткий руководитель. Петр Олегович Авен снискал репутацию «человека без комплексов» – он может нагрубить собеседнику, не задумываясь о том, что человек этот способен пригодиться в будущем. В этом плане Авен сильно отличается от корректного и улыбчивого Михаила Фридмана. Петр Олегович – замечательный пример устойчивости и приспособляемости. Недаром он хороший горнолыжник и теннисист. Он едва ли не первым выучился сочетать интеллект и напор, расчет и риск, романтизм и цинизм.

    Когда в новейшую эпоху на поверхность всплыли новые люди и стали вершить историю, выяснилось, что с большинством из них Авен или пил пиво, или учился на одном курсе, или и то и другое. Например, Валентин Юмашев попросту оказался другом детства. Интересно, что в свое время научным руководителем у аспиранта Бориса Березовского был не кто иной как Авен старший, а позже уже Авен младший сыграл свою роль в карьере Бориса Абрамовича, познакомив его с другом детства Юмашевым.

    В Вене Авен сблизился с Сергеем Глазьевым. Говорят, что неформальные посиделки либеральных экономистов проходили в квартире Авена. Впоследствии пути их, как известно, разошлись: Авен считает себя «сильным либералом», Глазьев – неожиданно для многих – причалил к КПРФ и от либерализма отрекся. Но отношения сохранились: Авен гордится способностью дружить с людьми подолгу, невзирая на разногласия.

    В октябре 2004 года журнал Institutional Investor назвал Петра Авена лучшим управляющим в сфере финансовых услуг в России.

    В апреле 2005 года Указом Президента Российской Федерации награжден орденом Почета за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу.

    В настоящее время Авен является президентом Группы «Альфа-банк», возглавляет Совет директоров компании «Голден Телеком», является сопредседателем Совета директоров «СТС Медиа», членом Попечительского совета РЭШ (Российской экономической школы) и членом Попечительского совета Большого театра России. Петр Авен является автором большого числа публикаций и двух монографий по эконометрике и аграрной реформе в России. Он также защитил кандидатскую диссертацию в МГУ по специальности «Математические методы анализа в экономике». Свободно владеет английским языком, знает испанский. Коллекционирует картины художников Серебряного века.

    Наталья Погосова, корреспондент

    ELCOMART News



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.