Стратегия китайского правительства затормозить стремительный и бессистемный рост экономики пока остается практически безуспешной. Неудачными остаются меры по ограничению объемов инвестиций и попытки реорганизации металлургии. Тем не менее, новый скачок цен на железную руду приведет, похоже, к консолидации сталелитейной отрасли, которая сделает более управляемым расширение производства.
За январь-май прирост ВВП Китая составил 10,3%, и аналитики уверены, что в обозримом будущем его темпы не снизятся. Торговый оборот в мае поставил очередной рекорд – по сравнению с апрелем, он увеличился на 20% и дошел до $13 млрд. (годовой прирост – 17%), поскольку промышленность за этот месяц выпустила товаров на сумму $88,2 млрд. За этот же период банки страны предоставили, в общей сложности, 1,78 трлн. юаней кредитов (годовой прирост – 793 млрд.), выбрав при этом значительную часть годовой квоты в 2,5 трлн. юаней, установленной для них центральным банком People's Bank of China (PBoC). При этом в мае количество денег, наводняющих экономику, увеличилось на 19,5% по сравнению с апрельским уровнем. Зарплаты в прибрежных провинциях продолжают расти, в частности, рабочие в Гуандун сейчас получают за те же часы на 50% больше, чем в 2004 г.
Эти факторы, наряду с резким повышением цен на электроэнергию и предметы потребления, которое обусловлено ростом мирового спроса, создают основу для инфляции, хотя потребительские траты в Китае остаются на невысоком уровне.
Федеральное правительство приказало банкам с 5 июля увеличить резервы относительно непогашенных ссуд от 7,5% до 8%, что сократит их совокупные фонды кредитования на 150 млрд. юаней. По мнению экспертов американского банка JPMorgan, правительство пошло на такую меру просто из-за опасений, что крупные распродажи финансовых инструментов в связи с угрозой дальнейшего снижения цен на мировых фондовых рынках. Вероятно, у китайских политиков оказалось недостаточно терпения, чтобы дождаться, приведет ли к сокращению потока инвестиций и ограничению подъема экономики апрельское повышение годовых процентных ставок по кредитованию до 5,85% от прежних 0,27% (первое после 2004 г.). При этом 150 млрд. юаней – это капля в море, по сравнению с тем, что банки уже одолжили в 2006 г., и понятно, что такая мера не может остановить поток инвестиций в «горячие» отрасли автомобильную, цементную и сталелитейную.
С другой стороны, точная регулировка подобной политики – весьма сложная задача. Поступающие сведения настолько противоречивы, что PBoC разработал сложную формулу для вылавливания фактических данных из сложной смеси лжи и фантазии провинциальных чиновников. Поскольку рыночная экономика построена только наполовину и при этом быстро развивается, у правительственных экономистов не только недостаточно опыта, но и нет исторических данных, которые в других странах накапливаются десятилетиями – такая информация дает возможность разрабатывать эффективные меры управления экономикой. Неадекватные данные не дают возможности оценить, насколько жесткие ограничения приведут к нужному результату. Слишком сильные ограничения могут обусловить крах.
По мере подъема экономики ослабевает контроль Пекина над местными чиновниками, судьями, полицией и партийными функционерами. Федеральные и местные интересы все больше расходятся, а это создает почву для неподчинения центральным властям. Например, лозунг о закрытии опасных угольных шахт, начертанный на знаменах нынешних лидеров Китая – Президента Ху Дзиньтао и премьер-министра Вэнь Джиабао – во времена их прихода к власти в 2004 г., местные чиновники проигнорировали. Приказы остались невыполненными, и тысячи опасных шахт продолжают работать. Причины очевидны: Китаю нужен уголь, людям нужна работа, а чиновникам и владельцам шахт нужны прибыли.
Так обстоят дела и с банками: они не слишком-то обращают внимание на распоряжения правительства. Менеджеры филиалов стремятся увеличить объемы кредитования, часто достижению этих целей способствует сговор с представителями местной власти, застройщиками и партийными чиновниками. Например, в январе-апреле годовой прирост ВВП Шанхая составил 13%, и ожидается, что задача снижения темпов роста в 2006 г. до 10% выполнена не будет. Более того, поскольку новые займы переходят в категорию безнадежных отнюдь не сразу, они улучшают финансовые показатели местных банковских филиалов, поскольку уменьшают долю невозвращенных долгов. По этой причине, хотя федеральные власти уже несколько раз делали огромные вливания наличных в китайские банки, для этих институтов безнадежные долги остаются серьезнейшей проблемой: по оценкам агентства Standard & Poor's, их сумма превышает $800 млрд. Правда, даже если бы банки и подчинялись приказам, возможность раздобыть заемные средства сохранилась бы, поскольку в стране возник огромный рынок нелегального кредитования, и он продолжает расширяться – в острой конкуренции с подпольными банками.
В этой ситуации, попытки правительства навести хоть относительный порядок в металлургии были заведомо обречены на провал. Несмотря на все декларации о скором закрытии мелких заводов и об ограничении роста объемов производства, за первые пять месяцев годовой прирост выпуска нерафинированной стали составил 19,9%, и на долю Китая пришлось 33,4% стали, произведенной в мире за этот период, а также 81,6% мирового прироста. По данным Citigroup Investment Research, в одном только мае этот прирост составил 20,9%. Эксперты Citigroup полагают, что в 2006 г. китайские объемы производства увеличатся на 13%, до 396 млн. т. Менеджеры мировой металлургии уверены, что эти темпы скоро повергнут рынок в очередной кризис перепроизводства.
Тем не менее, в своих устремлениях относительно сталелитейной отрасли, правительство получило «помощь» со стороны. «Большая тройка» горнорудных компаний – CVRD, BHP Billiton и Rio Tinto – сумела провести очередное повышение цен на свою продукцию, как ни сопротивлялись китайцы подписанию этих контрактов. Теперь они, как и все другие покупатели железной руды, будут платить за нее на 19% больше, чем в прошлом году. Учитывая, что прошлогодний скачок цен составил 71,5%, нетрудно предсказать, что теперь в китайской отрасли начнутся реальные перемены.
По мнению Дэнни Ченя, заместителя директора агентства Fitch Ratings, этот скачок цен сократит прибыли и «ускорит процесс консолидации», поскольку «Китай не сумел реализовать преимущества крупнейшего импортера железной руды, и теперь отрасль начнет трансформировать себя из крупнейшего рыночного игрока в игрока сильнейшего». Сейчас среди 260 меткомпаний страны начинается волна слияний, и сложившаяся с ценами ситуация будет способствовать реализации планов правительства относительно появления меньшего более крупных предприятий, способных успешнее конкурировать с зарубежными коллегами.
Правда, теперь, по мнению экспертов Fitch, у китайских производителей стали появился новый стимул для расширений – многие из мелких компаний рассчитывают, что увеличение объемов производства избавит их от перспективы превращения в объект приобретения, и они активно реализуют очередные проекты. Поэтому оценки Fitch отличаются от прогноза Citigroup: аналитики агентства ожидают, что в текущем году Китай увеличит объемы производства на 15%.
Тем не менее, поскольку для производства тонны стали требуется 1,6 т железной руды, 19%-е повышение ее стоимости увеличит себестоимость металла на $12/т. Хотя эта добавка увеличивает затраты на производство горячекатаных рулонов всего на 2%, она выведет за грань рентабельности многие мелкие китайские заводы, а их остановка обеспечит снижение скорости расширения китайской отрасли. При этом правительство предпринимает дальнейшие шаги по ограничению количества лицензированных импортеров руды, чтобы сократить поставки, закупаемые на спотовом рынке, где цены на 30% выше, чем в долгосрочных контрактах. Тем не менее, это не значит, что «китайская угроза» мировому рынку становится менее опасной – просто она несколько отдалится, зато экспортеры этой страны будут лучше подготовлены к конкуренции. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в конце 2005 г. 10 компаний страны имели мощности, превышающие 10 млн. т, тогда как в конце 2004-го в Китае было только два таких производителя.
Галина Резник, UGMK.INFO